Pantone

Рассмотрим типичную проблему, с которой сталкиваются многие типографии, использующие в своей работе смесевые краски. Заказчик просит отпечатать тираж определённой смесевой краской, например, по каталогу Pantone. Типография размещает заказ на изготовление требуемой смесевой краски у поставщика и получает вместе с заказом выкраску на тиражной бумаге и паспорт цвета, подтверждающие, что краска точно соответствует колориметрическим требованиям. Хорошо, если дальше печатник ориентируется на координаты цвета эталона, указанные в паспорте цвета, а не на выкраску или свой каталог Pantone или просто визуально, как часто бывает, но в любом случае предстоящую проблему ничто уже не предотвратит…

Проблема возникает, когда приходит разгневанный заказчик и, ссылаясь на веер Pantone, утверждает, что вы не попали в цвет. И действительно, визуально, а тем более инструментально, цвета на веере Pantone заказчика и на печатном оттиске могут сильно отличаются. Можно долго рассказывать заказчику об особенностях офсетной печати, о влиянии подложки и освещения на цвет оттиска, об основах колориметрии и др., но факт в том, что заказчик не получил тот цвет который он хотел, а в условиях современной конъюнктуры рынка заказчик всегда прав.

Новые возможности в допечатном и печатном процессе

Корень проблемы заключается в том, что образцы цвета в каталогах Pantone, находящихся у заказчика, в типографии и у поставщика, могут иметь между собой существенные отличия. Важно понимать, что каталог Pantone не является эталоном и разница цветовых различий может быть заметна даже визуально, особенно если речь идёт о фирменных, памятных цветах или пастельных тонах. Как будет показано далее, использование формата СxF обмена данными о цвете позволяет не только решить проблему различий между образцами цвета, но и открывает новые возможности в допечатном и печатном процессе.

Формат CxF (Color Exchange Format) был впервые разработан и введён компанией Gretag-Macbeth для обмена данными о цвете между их оборудованием и программным обеспечением, но, к сожалению, не получил широкого распространения. После того как Gretag-Macbeth слилась с компанией X-Rite, формат CxF получил новое развитие – произведено обновление до версии CxF 2.0, появились новые функциональные возможности использования, формат поддерживается сейчас всеми продуктами X-Rite и даже некоторым оборудованием Techkon. Сейчас X-Rite анонсировало внедрение уже следующего поколения формата CxF 3.0.

Основой формата CxF является спектральная кривая отражения образца цвета, математическое описание которой содержится в теле программного кода. Известно, что базовой характеристикой любого цвета является его спектр, зная который, можно легко перевести описание цвета в любые применяемые системы измерения цвета, воспользовавшись известными алгоритмами пересчёта. Например, можно перейти от спектральной кривой отражения к таким широко применяемым системам измерения цвета, как Lab, Lch, RGB, Dλ и др.

Таким образом, измерив спектрофотомером единожды спектр отражения цвета, можно оперировать в дальнейшем только его описанием в формате CxF при коммуникациях между заказчиком, типографией и поставщиком краски.

Взгляд со стороны типографии

Конечный результат, который интересует типографию – это полное соответствие между образцом цвета заказчика и цветом смесевой краски на тиражном оттиске. Рассмотрим, как это требование реализуется при использовании формата CxF.

Технолог типографии измеряет физический образец необходимого цвета и бумаги при помощи спектрофотомера, подключенного к компьютеру с соответствующим программным обеспечением (например, InkFormulation on-line), которое поддерживает формат CxF. Подразумевается, что измерительное оборудование находится в хорошем состоянии и своевременно производится профилактика и калибровка. Полученные файлы в формате CxF, содержащие спектральное описание цвета и подложки, отправляются поставщику краски в виде вложения по электронной почте. В дальнейшем колорист поставщика разрабатывает рецепт смесевой краски, используя только эти данные. Одновременно технолог типографии подключает спектральный эталон в формате CxF к сканирующему спектрофотометру в печатном цехе, т.о. обеспечивается аппаратная независимость измерений, и печатник в работе будет стремиться именно к утверждённому спектральному эталону. К слову, печатные машин Hidelberg и Komori оснащаются только сканирующими спектрофотометрами X-Rite, которые по умолчанию поддерживают формат CxF. При желании или необходимости, технолог может также включить спектральный эталон в ICC-профиль или перевести информацию о цвете в формат RGB для экранной цветопробы на стороне заказчика.

Вместе с поставкой смесевой краски в типографию приходит файл в формате CxF, содержащий спектр отражения разработанной смесевой краски, который во многом дополняет или даже замещает паспорт цвета и выкраску т.к. позволяет получить исчерпывающую информацию о полученной смесевой краске, например, Lab, Lch, ΔELabch, рекомендованную оптическую плотность Dλ, спектральное сравнение эталона/образца и многое другое. Кроме того, файл СxF смесевой краски включает информацию о рецептуре, стоимости, времени и другую полезную информацию, которую можно внедрить в рабочий поток типографии, т.к. формат CxF использует открытый код языка XML, применяемый в системах Workflow.

Теперь, при использовании Color Exchange Format, у типографии есть уверенность, что при последующих заказах смесевого цвета не будет отличий в качестве цвета от предыдущих поставок, даже если изменится поставщик смесевых красок или запечатываемый материал, т.к. утвержденный эталон цвета хранится не на физическом носителе (веер, оттиск, выкраска, цветопроба), который со временем подвержен старению, а в виде спектрального эталона в формате CxF в базе данных у технолога.

Взгляд со стороны поставщика

Сейчас очень многие поставщики расходных материалов предлагают услуги по разработке и смешению красок, при этом оснащение колористической лаборатории у всех примерно одинаковое: спектрофотометр X-Rite SpectroEye, программное обеспечение Ink Formulation и ColorQuality, пробопечатный станок (возможно, IGT или Prufbau), лабораторные весы и, конечно же, сердце лаборатории – хорошо обученный, опытный и высококвалифицированный технолог-колорист. Одинаковое базовое оснащение колористических лабораторий вызвано, видимо, тем, что компания X-Rite является сейчас монополистом в области производства систем управления цветом для полиграфии.

При одинаковых возможностях, компании-поставщики используют разные пути привлечения заказчиков – ценовая политика, менеджмент, маркетинг и т.п. Немаловажным аспектом в конкурентной борьбе может стать также улучшение качества технологического сервиса. Полноценное использование формата CxF является существенным преимуществом и открывает новые возможности для дальнейшего развития станции смешения красок.

Колористическая лаборатория поставщика может взять на себя функции по созданию, распространению и внедрению собственной базы данных смесевых красок в формате CxF, тем самым во многом облегчив работу типографии. Это предложение могло бы стать интересным небольшим и средним типографиям, которые не обладают необходимыми ресурсами, описанными ранее, но стремятся к высокоточному цветовоспроизведению. Для создания собственной базы данных в формате CxF необходимо взять новый каталог Pantone, приняв его за физический эталон, и измерить в программе InkFormulation все образцы цвета, входящие в его состав.

Полученные базы данных для разных типов бумаг нужно установить в спектрофотометр печатника. Таким образом, типография получает гарантию точного воспроизведения цвета по сравнению с бумажным эталоном, хранящимся у поставщика, и стабильность смесевой краски от партии к партии, конечно, при условии, что смесевая краска будет заказываться только у одного поставщика, т.к. база смесевых красок и рецептура будет актуальна только для определённой серии красок.

Дополнительно возможно перевести базы данных из форматаCxF в систему RGB (например, в палитру цветов PhotoShop) для того чтобы типография смогла распространять фирменную палитру цветов Pantone среди своих клиентов: рекламных агентств, издательств, дизайнеров и т.п. Таким образом, получается комплексная услуга, в которую вовлечена не только типография, но и её клиенты.

Конечно, можно закупить подобную базу данных смесевых красок у компании Pantone, но в этом случае, во-первых, не будет бумажного эталона для подтверждения цвета, а во-вторых, не будет возможности распространять базу данных среди клиентов. Поэтому лучше создать собственную базу данных.

Для крупных полиграфкомбинатов с высоким потреблением смесевых красок разумнее организовать общую базу данных с удалённым доступом ColorNet, которая является одним из приложений InkFormulation. База данных ColorNet располагается на сервере поставщика смесевых красок, а типографии имеют разграниченный удалённый доступ к цветовым эталонам, базе данных подложек, проверке цвета. Также возможно организовать доступ к некоторой служебной информации: рецептура, стоимость, дата/время исполнения, исполнитель и др. Разумеется, все элементы базы данных ColorNet используют формат CxF. При желании, возможно интегрировать базу данных ColorNet в систему Workflow предприятия, т.к. формат CxF использует открытый код на основе языка запросов XML. Нюанс заключается в том, что на стороне типографии должна быть установлена программа InkFormulation в версии on-line для доступа к базе данных ColorNet поставщика смесевых красок.

Преимущество для поставщика смесевых красок заключается ещё и в том, что не требуется дополнительных вложений в оборудование, программное обеспечение или переобучение специалистов для улучшения качества технологического сервиса с использованием Color Exchange Format. Обновление программ InkFormulation 5 и ColorQuality 5 для работы с CxF 2.0, а также ПО для сервера ColorNet доступно на сайте X-Rite.

Егор Казарцев, к.т.н., доцент МГУП. “Новости Полиграфии” №4, май 2010