Действия тех, кто трактует Налоговый Кодекс, могут оказаться особенно болезненными для бизнеса.

Да, речь идет о работниках налоговой службы. Типичная ситуация всего лишь год назад: к вам идет налоговая проверка. Документы в порядке, налоги уплачены добросовестно и в соответствии с законодательством. А стоит ли об этом беспокоиться? Ведь все привыкли, что “налог на проверку” имел свою ставку. Это называлось “налоговая нагрузка” или “критерии эффективности проведенных проверок”. По этим критериям, если доход за год составлял свыше 100 млн грн, сумма доначислений налога должна была составить не менее 1 млн. Если же доход колебался в пределах от 30 до 100 млн грн, доначисления составляли не менее 500 тыс. грн, а при доходе до 30 млн грн — от 250 тыс. гривень. И уже был не важен ни Налоговый Кодекс, ни наличие подтверждающих документов, ни сумма уплаченных налогов, ни подход к их уплате. Суммы доначислений обосновывались легко — либо путем “своеобразного” толкования норм налогового законодательства, либо “надутым” актом. Довольно удобная налоговая позиция: пришел, что-то посмотрел (или не посмотрел вовсе), вышел с актом в 500 тыс. грн налогов. Или применялся еще такой вариант: по-своему прочитал норму закона, написал акт, начислил налог, применил штрафную санкцию. Так наполнялась государственная казна. К сожалению, отголоски налогового прошлого мы все еще продолжаем ощущать. Пример из жизни. На предприятие проводится проверка, основание — прокурорский запрос. Выводы в акте по результатам проверки — уменьшение расходов по услугам от нерезидентов. Аргументы проверяющих были озвучены в устной форме: “почему заказали услуги у нерезидента, если есть резиденты?”. В акте проверки проверяющие написали: расходы не подтверждены первичными документами. Безусловно, предприятие в полном объеме предоставило первичные документы (акты выполненных работ и договора), а также дополнительные документы: фотоотчеты, реестры, сметы, анкеты и прочие документы, подтверждающие факт получения услуг. Однако все они были проигнорированы сотрудниками налоговой службы. Единственный выход — суд. Вспомним, как писал экс-глава налоговой службы и экс-глава МВД господин Захарченко относительно убытков I квартала 2011 года: “…окремі платники податків припустилися помилкового розуміння пункту 3 підрозділу 4 Кодексу … та за наслідками декларування … перенесли збитки попередніх років …, що призвело до .. втрат бюджету …”. В результате многие предприятия получили акты камеральных проверок, на основании которых лишились расходов в виде убытков-2011. К сожалению, налоговая позиция “ошибочного понимания” все еще встречается, налоговики продолжают по-своему читать нормы Налогового Кодекса. Что же необходимо сделать, чтобы повысить эффективность диалога “бизнес — налоговая служба”? Бизнес хочет слышать от нового правительства не только правильные слова, но и видеть действия. И начать следовало бы с исправления ошибок предшественников, а также с соблюдения принципа стабильности, установленного Налоговым Кодексом, который предусматривает, что изменения в какие-либо элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года. В спешке принятый новым правительством антикризисный Закон №1166, которым отменялась льгота по НДС и одновременно вводилась 7% ставка НДС для медбизнеса, нарушил этот принцип стабильности. Не говоря уже о том, что он на время вынудил медбизнес приостановить поставки импорта лекарств и продажи в аптеках, которые технически были не готовы выдать чек при продаже лекарств с 7% НДС. Для этого требовалось перепрограммирование кассовых аппаратов. Налоговый орган вместо того, чтобы поддержать принцип стабильности и призвать к соблюдению законодательных норм, потребовал уплату НДС по ставке 20% при ввозе лекарственных препаратов на таможенную территорию Украины. В результате медбизнес получил бы на входе НДС 20%, а на выходе — 7%. Налицо дисбаланс НДС, вероятность возврата которого приближена к нулю. Спустя неделю после даты принятия Закона №1166 в Верховной Раде регистрировались законопроекты, которые частично исправляли нововведенные “законодательные изъяны”: медбизнес получил 7% ставку НДС для операций ввоза лекарственных средств, а также до 1 июня 2014 — отсутствие штрафных санкций за нарушение неотражения кода ставки НДС в кассовом чеке. К сожалению, нарушенный принцип стабильности восстановить забыли. Это всего лишь маленький пример начала. Почему бы сейчас не восстановить справедливость и не перенести срок введения в действие законодательства о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием, ведь закон был принят с нарушением принципа стабильности? Мы наблюдаем, как новое руководство налоговой службы делает попытки вернуть доверие бизнеса к налоговой службе, чтобы исключить формальные проверки, “надутые” акты, не справедливо принятые решения. Какими методами этого можно было бы достичь? Введение ответственности за неправильное толкование норм законодательства или за неправильные решения налоговых служб: дисциплинарную, финансовую, уголовную. Но будет ли эта норма работать на практике? Скорее всего, нет. Утверждение обобщающих налоговых консультаций. В данный момент такая практика существует, однако содержание консультаций не всегда соответствует законодательству и ревизоры довольно часто их игнорируют при проверках. Необходимо продолжать практику обобщающих консультаций, но использовать их утверждение в Минюсте. Налоговый омбудсмен. Участие независимого наблюдателя при проведении налоговых проверок. Это могут быть квалифицированные специалисты из союза налогоплательщиков или других общественных организаций. Налоговый компромисс или Институт медиации. Процедура разрешения налоговых споров с использованием института медиации — без обращения в суд с участием нейтрального специалиста-посредника (медиатора). В ходе процедуры стороны ищут взаимоприемлемое решение под руководством квалифицированного медиатора, который помогает сблизить позиции сторон к взаимоприемлемым. Такая практика существует в Нидерландах, Германии и других странах.