Всякая крупная компания-налогоплательщик в Украине как минимум на протяжении последних 1095 дней сталкивалась с понятием “налоговая нагрузка”, “компания-бабочка”, “конвертационный центр”, “доход от НДС” и так далее в разных вариациях.

Не всякая соглашалась на установленные “сборщиками податей” цифры и методы — многие (по крайней мере, среди наших клиентов) сопротивлялись, многие вынуждены были соглашаться (по разным причинам). Никто также не будет отрицать, что несоответствие доходов и расходов физических лиц в Украине также сильно бросается в глаза. Наша профессия налоговых консультантов позволяет судить о деятельности первых, вторых и третьих налогоплательщиков объективно — мы должны в какой-то степени выступать “мерилом” рисков. Однако и предложить какой-то объективно разумный механизм перехода из “черной” или “серой” бизнес модели в “белую”, кроме как сдаваться на милость нынешней власти, не было возможности. Не забываем, что ни один чиновник в нынешней украинской власти не согласится добровольно отказаться от своего “законного” дохода, формировавшегося из “податей”. Поэтому иногда такой переход в прошлом вызывал у чиновника недоуменное “а что я буду делать без ваших денег”?
Единственный вариант для обеих сторон в Украине сейчас — договориться об условиях понятного, справедливого и взаимного перехода к новой системе налоговых координат, то есть провести комплексную реформу и, возможно, начать с обсуждения условий налоговой амнистии и/или амнистии капиталов. Такая амнистия должна стать своеобразным “мостом” между старыми и новыми методами ведения бизнеса в Украине. Такая амнистия не должна ставить на колени ни бизнес, который всех кормит, ни государство, которое этот бизнес дисциплинирует и контролирует. Если амнистии нет — бизнес (от малого, до большого) уходит в тень. Даже большие скептики признают, что большой бизнес готов сейчас платить налоги в бюджет, при условии, что средства не будут разворованы. Государство, опять же, может достичь эффекта наполнения бюджета. Вот только сама налоговая реформа, ее направление нам до сих пор неизвестно. Крайне странно слышать замечания к проекту концепции налоговой реформы, разработка которой сейчас ведется в правительстве с участием бизнеса, которые заключаются в том, что изменения (например, снижение ставок НДС и ЕСВ) приведут к недобору бюджета. Правительство забывает, что качественное проведение амнистии (налоговая амнистия и амнистия капиталов) расширит базу налогообложения, из тени могут выйти лишь в обмен на тотальную реформу. Амнистия налогов и капитала — абсолютно не новая практика. Только за последние 10-15 лет налоговая амнистия проводилась в Греции, Италии, Швейцарии, Португалии, Австрии, Франции, Финляндии, Ирландии, России, Казахстане, Польше, Великобритании, также планируется в этом году ее проведение в Австралии. Амнистии имели разную эффективность — от условно провальных (Польша, Латвия, Россия) до успешных (Ирландия в 1988 году, Италия (2001-2002)). Успех амнистии обычно зависит от двух главных факторов: хорошее информирование и понимание плательщиками налогов, последующее усиление контроля за уплатой налогов со стороны государства или увеличение санкций за их неуплату; и достаточный уровень доверия к государству, которое базируется на последовательной, инвестиционно-стимулирующей, прозрачной и честной политике по отношению к плательщикам налогов. Проект закона о налоговом компромиссе, принятый в первом чтении Верховной Радой, говорит только об амнистии налогов. О тотальных проверках, об отсутствии понимания о гарантиях, что государство после раскрытия не подставит налогоплательщика, добровольно раскрывшего информацию, и не получит с него ту же “налоговую загрузку”. Никто не говорит об амнистии капиталов — “нулевом” декларировании физических лиц, которое снимет “дамоклов меч” с тех, кто может и хотел бы задекларировать свои капиталы и за рубежом. Да, сегодня проконтролировать справедливость заявленных сумм практически невозможно. Однако, с учетом подписанных Украиной соглашений об обмене информацией, нарастанием процесса автоматического обмена банковской информацией, ростом квалификации налоговых органов по качественному составлению запросов о счетах резидентов Украины в иностранных банках, раскрытию информации о собственниках в реестрах компаний, получение полной информации — это вопрос пары лет. Если не спешить с амнистией капиталов, но дать ей качественное наполнение в более разумный срок, — декларативность процесса перейдет в качественный переход. Возможно, амнистия — как налоговая, так и капиталов — не приведет к значительному притоку налогов немедленно, но она крайне необходима для построения справедливых отношений в будущем. Доверие к государству в рамках налоговой амнистии может вырасти, если в рамках тотальной реформы государство и бизнес установят несколько промежуточных целей, которые облегчат взаимный контроль между государством и плательщиками налогов, выведя их на новый современный уровень: – с точки зрения бизнеса — это использование МСФО для подготовки финансовой и налоговой отчетности, переход к новым условиям уплаты налогов в рамках последовательно реализуемой государством и известной всем на момент амнистии всей налоговой реформы; – с точки зрения государства — это использование стандарта IPSAS (Public Sector Accounting Standards), которые аналогичны МСФО для публичного сектора экономики, изменение системы государственных закупок, введение электронного правительства, изменение системы государственных финансов и государственной службы (бизнес-модель финансирования и выполнения обязанностей). Безусловно, важной составляющей является борьба с коррупцией. Возвращаясь к проекту закона об амнистии — в нынешней редакции он, кроме прочего, заявляет о тотальных проверках, об отсутствии понимания о гарантиях, что государство после раскрытия не “вцепится” в налогоплательщика и не “вытрясет” из него ту же самую “подать”. Такой вариант закона провален, даст только “галочку” в учетной книге реформ и не приведет нас к результату. Поэтому предложений несколько: – дать понимание содержания и сроков реализации налоговой реформы; – распространить амнистию не только на налог на прибыль и НДС, но и на налог с доходов физических лиц. Кроме всего, амнистия должна охватить ответственность на нарушение валютного законодательства (правила размещения валютных ценностей) и правил инвестирования за пределами Украины (лицензии на открытие счетов и инвестирование в иностранные компании); – под украинскую амнистию также должны попасть компании-нерезиденты (в том числе те, которые не имеют представительства в Украине) — они также по некоторым причинам не могли или “не видели необходимости” уплатить налоги в Украине; – в периодах, которые попадают под амнистию и с которого должна начаться “обновленная” работа бизнеса, необходимо вносить коррективы.
Например, в период амнистии (сейчас все периоды до 1 января 2014 года) включить первые два квартала 2014 года, затем установить переходной период (для детенизации и перехода на стандартную систему налогообложения), и новый период — с 1 января 2015 года; – метод сплошных проверок не добавляет доверия и мотивации для налогоплательщика. Государство обязано установить критерии проверок и перечень “проблемных” контрагентов, сделки с которыми с высокой степенью вероятности считаются такими, которые могли привести к налоговым уклонениям; – ставка налога на скрытые активы — в проекте закона 15% (как налог у источника с нерезидентов), тогда как остальные плательщики пользовались ставкой 19 и более процентов. Если рассматривать данную акцию как “прощение” задолженности, то есть смысл либо (а) рассрочить уплату налога на 10% немедленно по началу амнистии, и оставшиеся 90% по истечение например двух лет на основании проверки (90% — применяется, если проверка покажет существенные нарушения); (б) либо назвать санкцию штрафом.
В результате можно простимулировать позитивное отношение налогоплательщика к дисциплине и договоренностям с государством; – амнистия капитала может предусматривать освобождение физических лиц от уголовной, административной и финансовой ответственности, с уплатой штрафа например в размере 1-2% на сумму капитала, если: а) активы и инвестиции находятся или переведены в страны ЕС или в страны, с которыми Украина подписала соглашение об обмене налоговой информацией (если активы находятся в офшорных юрисдикциях — то штраф, например 5-10%); б) резидент Украины задекларировал все имущество в Украине и за его пределами, в том числе, но не ограничиваясь корпоративными правами, недвижимостью, банковскими депозитами. В любом случае условия амнистии — как налоговой, так и капиталов — должны обсуждаться с бизнесом, давать взаимные гарантии, в первую очередь со стороны государства, иначе ее успех сомнителен и скорее подорвет репутацию у дисциплинированных налогоплательщиков, чем повлечет разрешение данной проблемы.