Кузнечный фестиваль «Железная Русь»

«Это оскорбление!» – кипят национальные общества. А нас, россиян, оскорбляет отношение приезжих к нам. Для большинства мигрантов Россия – место, где можно заработать, не соблюдая ни законов, ни норм приличия? Почему, несмотря на формальное ужесточение законов, количество иностранной рабочей силы не уменьшается? Как обуздать миграционные потоки? Об этом рассуждают корреспонденты и эксперты «АиФ».

Недавно руководитель ФМС Ромодановский сказал, что в России 3,5 млн нелегальных мигрантов и что нам без них в ближайшем будущем не обойтись. Я, во-первых, не верю в то, что их так мало: куда ни кинь взгляд – от Москвы до Владивостока – везде они, а во-вторых, не понимаю, как они проникают в таких количествах, как устраиваются?

По данным Всемирного банка, Россия занимает 2-е место в мире по количеству въезжающих в страну мигрантов – их на сегодняшний день насчитывается порядка 12 млн. Ежедневно из республик Центральной Азии в Россию прибывают десятки самолётов и поездов. Здесь их ждут. За годы безвизового въезда миллионы мигрантов образовали параллельный мир, где всё отлажено.

Отъезд или протест

«После окончания школы почти все мужчины нашего аула ездят на заработки в Россию, – рассказывает 19-летний Каюм из небольшого села из-под таджикского города Худжанда. – Дома работать негде. Родня собрала денег, больше половины одолжили старшие братья, работающие в Подмосковье. В мае я решил поехать на поезде. Сначала хотели ссадить казахские пограничники, сказав, что у меня не хватает каких-то справок. Пришлось заплатить. За несколько остановок до столицы к нам в поезд подсели «земляки» – с разными предложениями. Кто-то раздавал сим-карты для мобильных телефонов, другие обменивали валюту, третьи обещали работу и койку. При этом дали слово договориться с правоохранительными органами».

Примерно у 90% мигрантов из Средней Азии такая же история. А оставшиеся 10% – те самые «посредники» между нашим и параллельным миром.

– Лидеры диаспор рассказывают, что сложилась и функционирует система, при которой приехавшие в Россию много лет назад мигранты паразитируют: обирают и эксплуатируют собственных сограждан, собирая неопытных «первоходов» в бригады и заставляя их работать на своих условиях, – рассказывает Вячеслав Поставин, экс-заместитель директора ФМС России, президент фонда «Миграция XXI век».

Хотя официально власти центральноазиатских республик своих граждан за границу не выдавливают, правительствам этих государств весьма выгодна сложившаяся ситуация: в Россию на заработки уезжают молодые люди, не имеющие возможности трудоустроиться на родине и составляющие в случае ухудшения экономической ситуации протестную массу. Взамен этих «лишних» людей республики получают стабильный денежный поток из переводимых «гастролёрами» средств, которые составляют львиную долю ВВП. Желающим уехать даже способствуют на официальном уровне: очень быстро оформляют необходимые документы и т. д. Существуют примеры, когда высланные из РФ за нарушения мигранты возвращаются назад уже через несколько дней с новым паспортом на другую фамилию. Тот же Каюм шепнул нам, что сейчас на зиму уезжает по паспорту брата, а потом перешлёт его ему обратно почтой и весной обязательно вернётся.

Вместо нас?

24-летний узбек Рустам из города Ургут приезжает в Россию второй раз. «Я умею класть кирпич, поэтому проблем не было. Документы купил ещё в Узбекистане. Сейчас зарабатываю в России 45-55 тыс. в месяц. 30 отправляю семье (жене и двум сыновьям), 5 тыс. плачу за квартиру в Люберцах, где ночую вместе с четырьмя другими строителями. Здесь лучше, чем дома! Есть компьютер, стиральная машина, холодильник, телевизор. В прошлом году жил в общежитии какого-то института, которое мы ремонтировали. В начале каждого месяца бригадир-белорус собирал с нас по 3 тыс., чтобы не трогал участковый. Работой доволен, но хочу выучиться на водителя, тогда можно будет получать тысяч на 20 больше».

Сколько процентов россиян имеют такую зарплату? И неужели никто бы Рустама не заменил, будь у нас такая возможность?

Теперь Рустам думает перевезти сестёр, они в магазинах могут работать – на днях снимут запрет на иностранную рабочую силу в торговле. Ещё не высохли чернила после того, как в 2007 г. был введён этот самый запрет, и вот практически те же самые чиновники подписывают прямо противоположный документ! Это «подарок» от лоббистов, считает Вячеслав Поставнин: «Под нажимом крупных торговых компаний на прошлой неделе Минтруду дали поручение закрепить в нормативных актах право мигрантов на работу в сфере торговли. Уверен, что лоббирование этого изменения стоило миллионы долларов!»

И никто не возмущается. Ни российские профсоюзы, права членов которых ущемляются, ни жители крупных городов, которые боятся выходить по вечерам на улицу, ни власти… Впрочем, для них мигранты – как манна небесная…

Очаги напряжённости

Посёлок Победа, Ленинградская обл. В августе 2012 г. 30-летний уроженец Узбекистана избил и изнасиловал 45-летнюю жительницу посёлка – одну из немногих, кто ещё сохранил работу на местной птицефабрике. В посёлке долго терпели беспредел «понаехавших»: нелегальные гастарбайтеры-азиаты выдавливали с фабрики коренных и устанавливали свои порядки. Руководство начало выживать русских, урезая им зарплату. Разбираться с приезжими вышли три четверти жителей – около 250 человек. «Мог произойти суд Линча, – рассказал один из них, – но гастарбайтеры испугались, сбежали в лес».

Верхний Уфалей, Челябинская обл. Массовая драка, на этот раз с участием приезжих из Азербайджана, произошла в местном баре. По рассказам очевидцев, приезжие кричали: «Это наш город!» Для противодействия уличным беспорядкам понадобились дополнительные силы полиции. Однако затем толпа русской молодёжи с файерами и призывами «выгнать всех нерусских» прошла по центру города.

Боровск, Калужская обл. В сентябре 25-летний гражданин Таджикистана попытался изнасиловать 10-летнюю девочку. Педофила задержали полицейские. Однако народ это не успокоило: на стихийном митинге перед районным Домом культуры они потребовали выселить из города всех гастарбайтеров, обеспечить местным преимущества при приёме на работу и ввести ограничения для иностранцев.

Что предлагают изменить?

Правительство внесло в Госдуму предложения по ужесточению наказаний за незаконную миграцию.

Кроме того, глава ФМС К. Ромодановский предлагает запретить нарушителям миграционного законодательства въезд в страну в течение 3 лет, проводить тесты среди мигрантов на знание русского языка.

– Общественная палата предложила открывать по всей стране центры социальной адаптации для мигрантов, где должно быть всё, включая массажные салоны! – возмущается Сергей Ткачук, генеральный директор Межгосударственного миграционного центра. – А для чего на самом деле? Вывод напрашивается: это очередной распил бюджета.

Штраф

Максимальный срок исправительных работ Максимальный срок принудительных работ Максимальный срок лишения свободы Было 200 тысяч 1 год 2 год 2 год Предлагаемые поправки 300 тысяч 2 года 3 года 5 лет.

Говорят о том, что гастарбайтеры отнимают у нас работу, подрывают экономику страны. Это просто жалобы противников трудовых мигрантов или есть основания так утверждать?

Е. Долгов, Челябинск

«Нелегалы не платят налогов в бюджет России, однако пользуются социальной инфраструктурой – транспортом, учебными заведениями, медуслугами (больницы, поликлиники, «скорая» обязаны оказывать им помощь). Участились случаи, когда из Средней Азии женщины приезжают на большом сроке беременности, чтобы бесплатно и качественно родить в России», – рассказал «АиФ» Владимир Хомерики, председатель Координационного совета мигрантских сообществ и организаций России, доктор экономических наук, профессор.

В ряде регионов России произошло перенасыщение мигрантами. Несоблюдение баланса местного населения и приезжих выливается в социальное напряжение. Одни эксперты в этой связи предлагают активно интегрировать мигрантов в местное сообщество, как это происходит в Европе. «Следует создавать учебные центры, где мигрант сможет выучить русский, обратиться к юристу за консультацией», – указал в интервью «АиФ» Александр Брод, директор Московского бюро по правам человека.

Другие предлагают обратиться к опыту Востока. «В Саудовской Аравии и Арабских Эмиратах в больших масштабах используется труд мигрантов. Однако местное население с гастарбайтерами на улицах не сталкивается, потому что бизнесмены, на которых работают эти люди, заранее выстроили для рабочих кэмпы («лагеря» – в переводе с англ.). Там нормальные условия жилья и нормальное питание, – рассказал «АиФ» Вениамин Роднянский, член Общественной палаты РФ. – Люди живут там ровно столько, на сколько рассчитан их рабочий контракт. Их забирают на работу и потом привозят обратно специальные автобусы. На весь срок действия трудового договора ответственность за жизнь, здоровье, а также за проступки трудового мигранта несёт его работодатель. Арабские Эмираты и Саудовская Аравия – весьма богатые страны, однако не считают нужным тратить день¬ги на интеграцию мигрантов в местное общество. И Запад не обвиняет их за это в нарушении прав человека».

Можем ли мы вообще обойтись без мигрантов? Глава ФМС Константин Ромодановский отвечает: «Нет». По словам чиновника, к 2025 г. численность работающего населения у нас сократится на 10 млн. При этом он добавляет: «Наша задача – получить нужных людей». Для этого эксперты предлагают решать проблемы миграции не на территории России, а непосредственно в странах, откуда к нам приезжает большая часть мигрантов. «В тех же Киргизии, Таджикистане и Узбекистане следует организовывать спецпункты, которые будут заниматься подготовкой и отправкой гастарбайтеров в регионы России, опираясь на заявки этих регионов, – говорит Владимир Хомерики. – И нужно срочно создать единый банк данных на всех гастарбайтеров с чёткой информацией об их приезде, выезде и передвижении по стране. Сегодня его нет».

«Следует упростить схему налогообложения мигрантов, – рассказал «АиФ» Владимир Волох, председатель Общественного совета при ФМС. – Например, в 2010 г. мы сделали это для мигрантов, работающих у физических лиц – нянями, убираются в домах, строят дачи и т. д. В этом случае мигрант платит по 1 тыс. руб. в месяц, итого – 12 тыс. руб. в год. Так, с 2010 г. по настоящий момент легализовалось более миллиона мигрантов, работающих у физлиц. И бюджет получил сотни миллионов рублей».

Однако юрлица (строительные, торговые компании и др.), которые шире и активнее используют труд мигрантов, чем простые граждане, так просто сдаваться не собираются. Даже штраф в 800 тыс. руб. (который пока больше на бумаге. – Ред.) за одного нелегала не привёл к заметным успехам. В этой связи у ФМС есть предложение: «До семи лет тюрьмы за организацию нелегальной миграции».

К слову, какие же прибыли должны получать люди, чтобы их нужно было пугать 7 годами тюрьмы? И, если наше население сокращается, значит, толпы нынешних гастарбайтеров строят для самих себя – через пару десятков лет они займут всю страну?

Ваше мнение

Будут ли бунты против засилья мигрантов?

subscribe.ru