Читая различные статьи международных журналов и рейтинговых агентств, часто встречаешь заметки о стоимости того или иного бренда, относящегося к категории нематериальных активов.
Счет идет не на сотни тысяч, а на миллионы и миллиарды долларов США. Невольно возникает вопрос: зачем разглашать на весь мир в общем-то коммерческую информацию? Поверьте, что делается это не только в рекламных целях.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ – В ЗАКОНЕ…
Основополагающее определение нематериального актива заложено в стандартах о ведении бухгалтерского учета ПСБУ 8 «Нематериальные активы»:
Нематериальный актив – немонетарный актив, который не имеет материальной формы, может быть идентифицирован и содержится предприятием с целью использования в течение периода более одного года (или одного операционного цикла, если он превышает один год) для производства, торговли, в административных целях или предоставления в аренду другим лицам.
Интересно получается: нечто используется в производстве, продается, сдается в аренду, но при этом вещественной формы не имеет. При этом это нечто должно обязательно распознаваться, чтобы было точно ясно, что это на самом деле, и на него должно распространяться право интеллектуальной собственности. Потому что нематериальный актив – это стоимость прав на интеллектуальную собственность (изобретения, дизайн продукции, торговую марку и др.).

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ – ПОЧЕМ?
Вопрос о стоимости нематериальных активов предприятия однозначно не решен пока ни в одной стране мира. Постоянно идут споры о методах оценки, постановки на учет и прочих сопутствующих вопросах. Однако некоторая практика уже наработана и есть результаты. Во-первых, определены основные подходы к оценке.
Затратный метод или оценка по себестоимости. Суть этого метода сводиться к тому, что актив стоит ровно столько, сколько на него потрачено средств. В положениях МСФО (Международный стандарт финансовой отчетности) это все затраты, которые понесла компания после того, как подписан приказ о начале разработки интеллектуального продукта. При этом нужно четко отличать разработку от исследования. Исследование это поиск, а разработка это создание чего-то конкретного.
Рыночный метод. Идея этого метода заключается в сравнении цен на аналогичные товары на рынке. Данный метод больше всего подвергается критике, т. к. все нематериальные активы уникальны. Не бывает двух абсолютно одинаковых торговых марок или изобретений, следовательно, уникальный актив должен иметь уникальную цену.
Доходный метод. По мнению многих специалистов, он наиболее близок к истине, однако тоже не идеален. Заключается данный метод в оценке будущего дохода, который может быть получен за счет использования, сдачи в аренду или продажи нематериального актива. В рамках данного подхода есть методы освобождения от роялти и избыточных прибылей, которые используются соответственно для оценки продажной стоимости или постановки на баланс.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ В ПРОИЗВОДСТВЕ
Активы, которые используются в производстве, называются основными средствами. Они оцениваются по себестоимости, зачисляются на баланс предприятия и амортизируются в течение всего срока жизни. Однако мало кто из предприятий получает прибыль от налоговой амортизации нематериальных активов (Tax Amortization Benefits).
Известно, что финансистам часто необходимо увеличить расходную часть, чтобы уменьшить налоговую прибыль предприятия на сумму амортизационных отчислений.
Что же будет, если поставить на учет нематериальный актив, например торговую марку с оценочной стоимостью один миллион гривень?
В соответствии с правилами оценки нематериальных активов, срок службы актива принимается 10 лет. Данную позицию необходимо также подтверждать соответствующим приказом по предприятию. Таким образом, уровень ежегодной амортизации составит 100 тысяч гривен, которые зачисляются на совокупные издержки предприятия. Соответственно прибыль предприятия уменьшается на 100 тысяч в год, а налог на прибыль становится меньше на 25 тысяч. Даже такой, для кого-то незначительный бонус, может оказаться спасательным кругом в ведении бизнеса.

А КАК ЖЕ ДИВИДЕНДЫ?
Каждый владелец бизнеса задумывается о способах получения максимального дохода от своего бизнеса. Не всегда нашим бизнесменам интересно получать дивиденды после уплаты налога на прибыль 25%, чтобы потом заплатить подоходный налог и быть счастливым от прибыли, уменьшенной в 2 раза. И выплачивать заработную плату в этом случае, тоже не выход, т. к. налоговое бремя составляет почти 40 %. Ситуация напоминает старинную поговорку: «хрен редьки не слаще».
Дать хорошему специалисту волю – и нематериальный актив можно найти на любом предприятии. Что делать дальше? Патентовать находку? Можно, но оговоримся сразу, после вступления в ВТО в Украине пошлины за получение патентов возросли в 20-30 раз, если не считать маленькую скидку для физических лиц, которые платят лишь 5 % от пошлин.
И все же, потратившись на патент, предприниматель передает своей фирме данный патент в аренду для законного осуществления производственной, торговой или иной деятельности. Предприятие своевременно выплачивает владельцу прав «арендную плату», списывает ее на издержки. Владелец же бизнеса, таким образом, получает дивиденды со своего собственного предприятия, однако чуть ранее выплаты налога на прибыль.

СПРАВКА
Формы выплат за пользование нематериальными активами:
Роялти – постоянные выплаты (ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные) за пользование нематериальным активом, которые рассчитываются как процент от продаж, процент от прибыли или фиксированная сумма.
Паушальный платеж – разовая выплата за пользование нематериальным активом.
Смешанный платеж включает в себя разовую выплату и роялти.
Виды лицензий:
Исключительная лицензия дает право единоличного использования нематериального актива на определенной территории, на определенный срок, включая право продажи сублицензий.
Неисключительная лицензия дает право пользования нематериальным активом на определенной территории, однако владелец нематериального актива имеет право продажи неограниченного количества таких же лицензий на той же территории.

Руслан Черненко