Эпизод, которым я сейчас поделюсь, случился так давно, что забудь я о нем несколько раз, это было бы по меньшей мере – простительно. Однако жизнь продолжала преподносить аналогичные ситуации, не позволяя памяти стереть “картинку”.
Речь пойдет о постоянном клиенте моего рекламного агентства, который, снимая офис этажом ниже, периодически обращался с различными заказами, надо сказать – мелкими. Но мы ценили клиентов за постоянство. Были рады факту “преданности” нам, делали всевозможные скидки, не экономя на качестве при этом.
Петр, мой клиент, в частности – периодически заказывал визитки. И вот здесь совершенно не лишним будет сделать некоторое лирико-технологическое отступление, чтоб лучше понимался последующий сюжет.
Визитки у нас были лучшими в городе и считались самыми дорогими. То есть, они и были самыми дорогими – как по изготовлению, так и по заявленной цене. Всегда был оригинальный дизайн, когда прежде чем предложить клиенту макет, делалось не менее трех, из которых я выбирал то, что будем рекомендовать заказчику. Оставшиеся макеты уничтожались, дабы не обрасти халтурными заготовками. Печатали мы у подрядчиков шелкотрафаретным способом, на дорогих дизкартонах приличествующей плотности. При чем, если у трафаретчиков не было нужной позиции бумаги, то у нас в агентстве всегда был “золотой запас”, ибо где закупать хорошее сырье я сам часто подсказывал своим подрядчикам.
И печатали мы не “где по-дешевле”, а у проверенных полиграфистов, которые сначала убеждали качеством своей работы, а только потом я разговаривал с ними о ценах.
Цена клиентам озвучивалась весьма дерзкая. Я бы сказал – “столичная”. Но тот кто все-таки не уходил в поиски “на рупь дешевле”, а осознавал, что визитка – это его имидж как-никак, и становился нашим клиентом, получал неожиданные бонусы. Оказывалось, что у нас есть масса скидок: за повторный заказ, например. А корпоративные заказы, на несколько персон сразу, вообще выходили недорого. И за разработку макета у нас платят только однажды, а не не говорят, что макет у нас бесплатно, доводя потом клиента до такого состояния, что он проклинал тот момент, когда на позарился на этот “бесплатный сыр”.
В общем, придя однажды, клиенты задерживались на долго.
Пожалуй отступления достаточно. Вернусь к нашему Петру, который в очередной раз захотел себе сделать визитки. Разговор состоялся у него в кабинете, так как макет изменению не подлежал, а изменить какой-то там номер телефона – так это можно и в курилке объясниться.
Кабинет у Петра всегда благоухал! Его бизнес заключался в оптовой торговле конфетами, печеньем и пряностями. В офисе всегда были образчики ассортимента… Впрочем, я, известный сластена, не знаю как они в такой сложной обстановке работали!..
…Так вот! Доставая из блокнота образчик ризографической печати примерно визиточного размера на цветной бумаге, чуть толще офисной, Петр мне говорит:
– Понимаешь, Женя! Вот нравятся мне твои визитки. Всегда устраивали. Но вот цена мне нравится у фирмы “Эльвира”. Вот их визитка!
Я немного опешил. Хотя, слово “немного” – сомнительно отражает истинное положение вещей. Ведь от меня хотели получить визитки моего производства по цене ниже чем закупочная цена бумаги, на которой их (визитки) печатают… Когда трудно подобрать объяснение, начинаешь рефлекторно смотреть по сторонам. И мой взгляд остановился на стеллаже за спиной собеседника. Там уютно располагались коробочки с печеньем и конфетами.
– Видишь ли, Петя! Я тут подумывал к празднику для своих конфет у тебя прикупить. У тебя какие?
– Да разные. И карамель отличная, и шоколадные…
– Вот. Шоколадных я хочу! Но по цене карамели.
Обалдевший продавец кондитерских изделий сначала посмотрел на меня как на идиота. Какие-то слова так и не покинули его гортань, заставив слегка налиться краской. А потом Петр от души рассмеялся.
– Выписывай счет, на свои “шоколадные” визитки! Доходчиво объяснил.
Здорово, когда люди все-таки понимают друг друга.

Евгений Лавриненко. БЕЛ