Рубль

Экономист Сергей Коныгин — о том, почему ВВП России в 2022-м был лучше прогнозов и чего ждать от показателя в 2023-м

Экономика России в прошлом году вновь показала удивительную адаптацию к внешним шокам. Весенние прогнозы по ее спаду на 5–15% не оправдались. В итоге снижение ВВП оказалось сопоставимым с ковидным 2020-м — минус 2,1% в соответствии с первой оценкой Росстата (финальную цифру опубликуют в конце марта). Наш прогноз на 2023-й превышает консенсус и предполагает близкое к нулю изменение ВВП. И вот почему.

В декабре объем промышленного производства уменьшился на 4,3% год к году, хотя в ноябре показатель был намного меньше — минус 1,8%. Однако более значительный спад объясняется эффектом высокой базы декабря 2021-го. Если же посмотреть на весь прошлый год, то спад составил всего лишь 0,6%. С исключением сезонных и календарных факторов, промпроизводство прибавило в декабре 0,1% после 0,8% в ноябре.

Максимальный вклад со знаком плюс внес металлургический комплекс, где выпуск увеличился на 1,1% год к году. Кроме того, в область положительных значений попали отрасли, ориентированные главным образом на внутренний спрос: производство лекарственных средств (+8,6%), машин и оборудования (+1,9%), ЭВМ, электронных и оптических приборов (+1,7%). Некоторый рост по итогам года показала и пищевая промышленность, причем к концу 2022-го он ускорился.

В декабре общий оборот розничной торговли, ресторанов и платных услуг населению уменьшился, по оценке Минэкономразвития, на 4,1% год к году. Однако здесь ключевую роль сыграло падение оборота розницы (–6,7%), тогда как остальные составляющие даже продемонстрировали рост в конце 2022-го: рестораны — на 4,7%, платные услуги населению — на 3,2%.

Это показывает, что динамика внутреннего спроса начала восстанавливаться быстрее, чем ожидалось. Очевидно, после значительного снижения потребительской активности во II–III кварталах прошлого года, население теперь решило потратить часть средств на больший спектр потребительских товаров. Это хороший сигнал на будущее. Мы ожидаем восстановления реального потребления в этом году, показатель выйдет в положительную область.

С учетом перечисленных факторов спад российской экономики в 2022 году оказался менее значительным, чем уже в феврале этого года, — со всеми декабрьскими вводными — ожидал Банк России (–2,5%). Максимальное снижение валовой добавленной стоимости Росстат зафиксировал в оптовой и розничной торговле (–12,7%). Тогда как в обрабатывающих производствах спад составил 2,4%, а в транспортировке и хранении — 1,8%. Заметный рост при этом наблюдался в сельском хозяйстве (+6,6%), строительстве (+5,0%), государственном управлении, секторе военной безопасности, социальном обеспечении (+4,1%).

Мы связываем устойчивость экономики к внешним и внутренним ограничениям с рядом факторов:

— во-первых, большую часть года стабильно высоким оставался курс рубля, что помогло импортировать, в том числе с использованием «параллельных» схем, критически важную продукцию и предотвратить перебои в поставках;

— во-вторых, подспорьем стало увеличение бюджетных расходов на социальную и инфраструктурную сферы за счет сверхприбылей от экспорта;

— в-третьих, спрос со стороны государства поддержал рост в ключевых обрабатывающих производствах. Нам удалось избежать всплеска безработицы и быстро справиться с инфляционным шоком.

Как мы ожидаем, в этом году динамика ВВП будет околонулевой. В основе таких прогнозов лежат бюджетные расходы. В декабре 2022-го они составили рекордные 7 трлн рублей, в январе 2023-го — свыше 3 трлн рублей. На наш взгляд, вклад бюджетных трат в экономический рост будет сопоставим с периодом пандемии. Тогда такие действия оказали весьма весомую поддержку, и, мы считаем, это повторится и сейчас.

Дополнительный позитив стоит ожидать от дальнейшего подъема строительного и инвестиционного секторов благодаря средствам ФНБ. В результате негативный эффект на экономику, вызванный ограничениями как со стороны спроса, так и предложения, будет во многом нивелирован господдержкой.

Автор — старший экономист Инвестиционного банка Синара. ИЗВЕСТИЯ