Один из основных российских производителей шин включен в SDN-List
Входящий в тройку крупнейших производителей шин в России — холдинг «Кордиант», перешедший в октябре под контроль «Севергрупп» Алексея Мордашова, попал под блокирующие санкции США. В компании рассчитывают, что ограничения не повлияют на текущую деятельность. Но собеседники “Ъ” прогнозируют потенциальные трудности с импортом сырья и компонентов, а также сложности с развитием экспорта.
Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) включило в SDN-List АО «Кордиант» — головную структуру холдинга, входящего в тройку крупнейших производителей шин в России. Причина, согласно опубликованному документу,— производство и поставки продукции для нужд российского военно-промышленного комплекса. В «Кордианте» сообщили “Ъ”, что санкции не повлияют на деятельность компании.
По оценкам “Ъ”, совокупные мощности шинных заводов «Кордианта» — около 15 млн единиц продукции в год. Среди активов — бывшие предприятия Continental и Bridgestone. Портфель брендов шин включает марки Cordiant, Tunga, Torero, Gislaved, Tyrex и пр. У завода Ikon Tyres (ранее принадлежал Nokian) мощности — 17,5 млн шин в год, у «Нижнекамскшины» — 15 млн штук в год. Также в периметр «Кордианта» входят производства свечей зажигания, котлов и электроинструментов, которыми ранее владел немецкий концерн Bosch. Активы «Кордианта» 2 октября приобрела «Севергрупп» Алексея Мордашова. Прежде холдинг принадлежал S8 Capital Армена Саркисяна. Сам господин Мордашов включен в SDN-List с лета 2022 года.
По мнению Дмитрия Бабанского из SBS Consulting, с включением в SDN-List у «Кордианта» усложнится логистика по поставкам некоторых видов сырья, но к критичным проблемам — например, остановке производства — ограничения не приведут. Из-за санкций компании станут недоступны сделки в долларах, а опасения вторичных санкций могут негативно повлиять на ее текущих и потенциальных контрагентов, отмечает юрист коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян. Адвокат ЕМПП Мерген Дораев считает, что у «Кордианта» могут появиться трудности с закупками натурального каучука, используемого в рецептурах различных типов продукции. «Результатом станет повышение затрат в связи с закупкой такого сырья с использованием различных посредников»,— отмечает он.
Глава Rupec Дмитрий Семягин также считает, что для «Кордианта» чувствительна возможная потеря доступа к натуральному каучуку. Но, напоминает он, компания прорабатывает варианты его замены на синтетический продукт СИБУРа.
Помимо этого, продолжает эксперт, вопросы могут возникать в части закупки малотоннажной и тонкой химии, которая не так широко распространена на рынке.
Источник “Ъ” добавляет, что у «Кордианта», вероятно, могут появиться проблемы с оплатой сырья из Китая, поскольку местные поставщики опасаются вторичных санкций. Другой собеседник “Ъ” в отрасли говорит, что почти любые необходимые компоненты можно купить по параллельному импорту. «Скорее, меры в отношении «Кордианта» могут повлиять на экспортную программу компании, которую производитель собирался развивать»,— считает он.
Весной в интервью “Ъ” глава «Кордианта» Вадим Володин говорил, что российский рынок — базовый для компании, а с точки зрения экспорта холдинг «активно развивает сотрудничество со странами Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока».
Летом при подписании соглашения о сотрудничестве с Российским экспортным центром господин Володин заявил, что «Кордиант» намерен расширить географию экспортных поставок и начать продажи в других странах премиальных брендов шин в дополнение к маркам среднего ценового сегмента. Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал» Максим Худалов считает, что с попаданием под санкции США «Кордианту» придется менять стратегию выхода на зарубежные рынки, в частности — создавать новый бренд для экспорта.
В целом в России осталось мало крупных компаний, не попавших под блокирующие санкции США, и большинству из них удается обходить ограничения, отмечает господин Худалов. Мерген Дораев напоминает, что в условиях военных действий на Украине крупные производители обязаны осуществлять поставки в рамках гособоронзаказа, что автоматически влечет риск включения в санкционные списки.
«Для определенных сфер российского бизнеса, прежде всего предприятий, занимающих доминирующее положение, санкционный риск перешел в категорию рутинных рисков ведения коммерческой деятельности»,— резюмирует юрист.
Рынок шин для легковых автомобилей в России за первые восемь месяцев демонстрирует рост по всем показателям. По данным оператора системы маркировки «Честный знак» ЦРПТ, продажи в штуках выросли на 18% год к году, а в деньгах — на 28,9%, до 90,2 млрд руб. По итогам года производители ожидают роста рынка легковых шин на уровне 5–6% на фоне увеличения продаж новых автомобилей и спроса на новые типоразмеры.