ФРС продолжила снижать ставку, несмотря на результаты президентской гонки
Федеральная резервная система (ФРС) США продолжила смягчать денежно-кредитную политику (ДКП): 7 ноября ставка была снижена на 25 базисных пунктов (б. п.), до 4,5–4,75%. Свое решение регулятор объяснил прогрессом в достижении целевого показателя инфляции. Открытым остается вопрос о дальнейшей траектории ставки: реализация основных экономических планов победившего на президентских выборах Дональда Трампа (в том числе снижение налогов и повышение пошлин на импорт) может вновь разогнать рост цен и, как следствие, замедлить темпы смягчения ДКП.
Комитет по открытым рынкам ФРС США по итогам ноябрьского заседания, отложенного на день из-за президентских выборов, сообщил о снижении ставки с 4,75–5% до 4,5–4,75%. Таким образом цикл смягчения ДКП, как и ожидалось, продолжился — напомним, ФРС приступила к снижению ставки в сентябре (тогда сразу на 50 б. п.). До этого она удерживалась на высоком уровне ради замедления инфляции, разогнавшейся весной 2022 года.
Решение продолжить снижение ставки в ФРС объяснили прогрессом в достижении целевого показателя инфляции (2%), уточнив, впрочем, что она остается «несколько повышенной».
Данные об октябрьской динамике роста цен будут опубликованы на следующей неделе. В сентябре индекс CPI составил минимальные с февраля 2021 года 2,4% после 2,5% в августе. Снижение показателя фиксировалось шестой месяц подряд. Базовая инфляция (сore CPI, без учета стоимости продовольствия и энергоносителей) составила 3,3% после 3,2% в августе. Дефлятор потребительских расходов (PCE), на который ориентируется ФРС, в сентябре оценивался в 2,7%, как и в августе, что совпало с ожиданиями. Напомним, расхождения в значениях индикаторов CPI и PCE связаны с разными методологиями их расчета — дефлятор считается более чувствительным.
Как подчеркнули в ФРС, данные свидетельствуют о том, что экономическая активность продолжает расти устойчивыми темпами. Предполагается, что снижение ставки поддержит этот рост: в третьем квартале ВВП США увеличился на 2,8% после расширения на 3% во втором.
Из заявления регулятора следует, что на решение по ставке повлияли и данные о состоянии рынка труда. Напомним, по итогам июльского заседания регулятор впервые отметил, что внимательно следит за достижением своих целей не только в области ценовой стабильности, но и в сфере занятости,— вчера же он признал, что риски для одновременного выполнения обеих задач «примерно сбалансированы». Индикаторы в конце третьего — начале четвертого квартала свидетельствовали о продолжающемся охлаждении на рынке труда, что во многом сделало возможным снижение ставки. Так, по данным американского Бюро статистики труда, рост рабочих мест в октябре составил минимальные с декабря 2020 года 12 тыс. вместо прогнозных 100–130 тыс. (прирост фиксировался в здравоохранении и госсекторе, заметный спад — в обрабатывающей промышленности). Отметим, в статистике прошлого месяца отразились последствия ураганов и забастовки среди сотрудников аэрокосмической промышленности — факторы, которые, очевидно, не будут влиять на состояние рынка труда в долгосрочной перспективе.
Четкого сигнала о дальнейшей траектории ставки Джером Пауэлл вчера не дал, традиционно сославшись на важность поступающих данных. В этот раз в заявлении ФРС отдельный упор сделан на учет «меняющихся прогнозов» и «баланса рисков».
«Мы остаемся на пути к «нейтральным» уровням, вопрос — в правильном темпе»,— подчеркнул господин Пауэлл, добавив, что в какой-то момент «может быть целесообразно» замедлить темпы снижения ставок. Хотя, по словам главы ФРС, результаты выборов на ее политику в ближайшей перспективе не повлияют, повышенное внимание к действиям и интонациям регулятора во многом связано именно с ними — планы победившего на них Дональда Трампа, анонсированные в президентской кампании, могут серьезно изменить экономическую политику страны и усилить инфляционное давление.
В частности, господин Трамп намерен снизить ставку налога на прибыль корпораций до 15% с нынешних 21% (в прошлый президентский срок он уже снижал ее с 35%) — что, вероятно, обернется ростом спроса. Фактором инфляционных рисков могут также стать изменения во внешней торговле: будущий президент заявлял о планах по введению пошлины в 10–20% на все ввозимые товары и в 60% — на поставки из Китая, что может привести к кратному росту стоимости импорта. Разогнать же инфляцию в сфере услуг могут анонсированные корректировки миграционной политики (в т. ч. массовая депортация нелегальных мигрантов). Фактически политика, предложенная Дональдом Трампом, может отложить на неопределенный срок возвращение инфляции к целевым 2% и, как следствие, замедлить темпы смягчения ДКП. Прогнозы, сделанные до результатов выборов, предполагали достижение таргета к концу 2025 года — ожидается, что теперь они будут пересмотрены.