Метрополитен

МТС и Московский Метрополитен тестируют решение для оплаты проезда с помощью мобильного телефона по технологии NFC. Коммерческий запуск проекта запланирован на конец 2010 – начало 2011 года.

  • Near Field Communication (NFC) – «ближняя связь», работающая на частоте 13,56 Мгц на расстоянии до 10 см. Технология опирается на использование специальных чипов (в т.ч. в SIM-картах) в коммуникационных устройствах. Распространенный на Западе вариант использования технологии NFC – в мобильном телефоне для управления платежами. Услуги и покупки можно оплачивать, поднеся NFC-телефон к NFC-сканеру. Скорость связи составляет 212 Кбит/с. Технология была принята как стандарт в 2003 году.

Преимущества услуги для пользователя

  • Для того чтобы воспользоваться услугой, пассажиру не требуется покупать новое оборудование – специальный телефон с чипом NFC. Достаточно поменять SIM-карту на специальную, поддерживающую технологию NFC, и приобрести дополнительную внутреннюю антенну.
  • Пользователю не нужно открывать банковский счет, оплата проезда производится с лицевого счета его мобильного телефона.
  • По данным Московского Метрополитена, услугами столичной подземки ежедневно пользуются около 8 млн человек. В часы пик на станциях нередко образуются длинные очереди в кассы, в которых можно простоять по полчаса и даже дольше. Возможность электронной оплаты проезда с помощью мобильного телефона позволяет избежать потери времени на стояние в очередях. Кроме того, покупателю электронного билета не нужно носить при себе наличные деньги для оплаты проезда – платеж происходит с лицевого счета его мобильного телефона.

Как работает услуга

Новый способ расчета за проезд в метро – это покупка электронного билета для прохода в метрополитен через перечисление средств с мобильного счета абонента и загрузку этого билета в память мобильного телефона. Для оплаты поездки в метро абоненту будет достаточно поднести телефон к считывающему устройству турникета.

На территории станций столичного метро будут работать специальные точки, где абоненты МТС смогут приобрести внутреннюю антенну для своего мобильного телефона и настроить на аппарате функцию оплаты поездки в метро. Также абоненты смогут в этих точках заменить SIM-карту МТС на новую со специальным приложением, позволяющим пользоваться сервисом оплаты услуг проезда с мобильного счета, или приобрести новую SIM-карту. После установки SIM-карты в меню телефона появится новый раздел, где абонент сможет выбрать и оплатить необходимое ему количество поездок.

Обеспечение безопасности платежа

NFC представляет собой технологию беспроводной связи малого радиуса действия (до 10 см), в основе которой лежит принцип защищенного обмена данными по радиоканалу на короткие расстояния между электронными устройствами, сочетающими в себе функции бесконтактного считывателя и бесконтактной карты. Специальная SIM-карта, которая взаимодействует с NFC-контроллером телефона, идентифицирует пользователя и обеспечивает безопасность передачи информации. Это, в частности, означает, что замена заблокированной SIM-карты, например, после кражи телефона, не позволит новому пользователю устройства продолжать оплачивать электронные билеты в метро с лицевого счета прежнего владельца телефона.

Кроме того, для обеспечения безопасной передачи информации в SIM-карте используется приложение, которое работает по сертифицированному протоколу SWP, одобренному Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (ETSI). Уровень безопасности транзакций с использованием NFC-технологий наивысший – из-за минимального радиуса взаимодействия устройств перехват данных мошенниками практически невозможен.

Зарубежный опыт оплаты проезда с помощью мобильных телефонов

Уже через несколько лет после утверждения в 2003 году стандарта на технологию NFC оплату проезда с помощью мобильных телефонов начали внедрять в европейских странах. В Великобритании эта технология используется для оплаты проезда и расчетов на АЗС с 2006 года.

С апреля 2009 года оператор О2 запустил тестовую зону в городе Плзень (Чехия), предоставив своим абонентам возможность расплачиваться с помощью мобильных телефонов за проезд на автобусе и за покупки в некоторых местных магазинах. Кроме того, в чешском метро, а также в автобусах и трамваях существует возможность оплаты проезда с помощью SMS. Пассажир оплачивает стоимость билета (она не отличается от цены билета в кассах), отправляя SMS на короткий номер. Стоимость проезда списывается с его лицевого счета. Оплатить билет таким образом можно с телефонов с SIM-картами местных операторов: T-mobile, Eurotel и Vodafone.

В мае 2010 года тестовая зона, также предусматривающая возможность оплаты проезда на городском транспорте с мобильного телефона, развернута во французской Ницце тремя национальными мобильными операторами – Orange, SFR и Bouygues Telecom.

Оператор Vodafone осуществил экспериментальный проект с испанским оператором железных дорог Renfe по оплате проезда посредством мобильного телефона с SIM картами со встроенным NFC модулем.

Телефоны используются для оплаты проезда в метро также в США и Германии. В Японии технология NFC используется в разных отраслях с 2007 года. Мобильные платежи принимает ряд японских кафе и ресторанов. Среди них – McDonald’s:  абоненты мобильного оператора NTT DoCoMo могут оплачивать свои покупки в этой сети бесконтактным методом.

Внедрение бесконтактной оплаты проезда в метро в России

Система бесконтактных платежей на основе технологии NFC внедрена в России в 1999 году в виде нынешних бесконтактных билетов с радиочастотными метками (RFID) на проезд в метро. Проезд в метро также можно оплатить бесконтактным способом с помощью банковских пластиковых карт Банка Москвы, «Авангарда», Ситибанка, Альфа-банка, Росбанка и Мастер-банка. О планах внедрения системы оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона, привязанного к банковскому счету, в мае этого года объявил крупнейший банк России – Сбербанк.

В 2008 году проект бесконтактных платежей пытался реализовать Экспобанк совместно с MasterCard на основе технологии PayPass. Функцией PayPass может быть оснащена не только банковская карта, но и наручные часы, брелок, мобильный телефон и т.д. Однако в России эта программа не получила широкого распространения.

Первый в России тестовый проект по оплате проезда в метро с помощью мобильного телефона был реализован в 2007 году. На станции Трубная в Московском Метрополитене были проведены испытания технологии бесконтактной оплаты проезда на общественном транспорте на основе технологии NFC с помощью мобильного телефона. В тесте использовались телефоны Nokia 6131 NFC с чипом, способным обмениваться данными со считывающими устройствами в турникетах метро. В проекте также участвовала платежная система Visa. Nokia и Visa разработали специальное приложение для телефонного меню, позволяющее владельцу трубки заранее ввести номер своей кредитной карты и оплатить билет в метро.

Проект, запускаемый МТС и Московским Метрополитеном, – это первый в России коммерческий проект оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона на основе технологии NFC. Важное отличие от действующих систем бесконтактной оплаты проезда в метро с помощью банковских карт заключается в том, что пользователю услуги МТС не нужно открывать банковский счет, оплата проезда производится с лицевого счета его мобильного телефона. Пользователю также не требуется покупка нового оборудования – телефона с чипом NFC.

Перспективы рынка мобильных платежей

По оценкам исследовательской компании Juniper Research, мировой объем NFC-платежей в 2009 году составил $8 млрд, а к 2014 году превысит $110 млрд.

Аналитики Juniper Research прогнозируют, что к 2014 году каждый шестой мобильный пользователь будет иметь мобильный телефон с поддержкой технологии NFC. Они отмечают, что высокие темпы роста рынка NFC-платежей в ближайшие пять лет следует ожидать в северо-американском и западно-европейском регионах.