Доллары

Что будет с американской валютой, если вдруг страна вынуждена будет объявить дефолт? Ничего хорошего. Однако, возможен ли дефолт самой мощной экономики в принципе? И что советуют российские власти держателям доллара?

Соединенные Штаты в который раз в своей истории переживают нелегкие времена. Нет… Дело вовсе не в кризисе, в том смысле слова который обычно упоминают. Статистика, выходившая в последнее время, действительно, не дает поводов для радости. Но, сегодня не об этом. Америка оказалась на грани дефолтной пропасти, что чревато не только тяжелыми последствиями для экономики в целом, но и для национальной валюты, в частности. Что делать со сбережениями, накопленными непосильным трудом и бережно инвестированными в американскую валюту?

Российские власти дают однозначный ответ – не надо суетиться!

Америка живет в долг не первый год и даже не первое десятилетие. Фактически мощь державы и базируется на чужих деньгах. Однако, долг долгу – рознь. Очевидно, что при бесконтрольном росте, в конце концов, трагедия неминуема. И чтобы долг совсем уж не выбился из-под контроля, еще в 1917 году Конгрессом страны в обиход было введено выражение “потолок госдолга”. Последний стал чисто американским изобретением и в начальной своей стадии составлял всего $11,5 млрд.

Просуществовали Штаты под этим потолком вплоть до марта 1962 года, когда “неожиданно” выяснилось, что денег стране не хватает. Впоследствии денег стало не хватать регулярно. Тогда – хмурым мартовским утром 1962 года – конгрессмены, возможно, не до конца понимали, что, единожды сдвинув пределы, процедуру придется повторять вновь и вновь. И так – 74 раза, в результате чего объем государственного долга достиг потолка $14,294 трлн. Правда, справедливости ради, надо отметить, что Конгресс вовсе не всегда принимал это решение с первой указки президента (либо министерства финансов). Даже совсем не с первого раза. Сдвиг границ всегда давался с большим трудом. Конгрессмены упорствовали до последнего, устраивая “театральные представления” своей значимости.

Сегодня вновь объем госдолга достиг обозначенного потолка. Критической точкой принятия решения отмечено 2 августа. После этого дня стране банально нечем будет субсидировать свои немалые расходы в том числе и по набранным долгам, а, значит, придется объявлять дефолт.

Впрочем, разумеется, следует понимать, что Штаты вряд ли допустят негативное развитие событий. Как всегда, в последний момент все необходимые решения будут приняты. Это значит, что нас ожидает юбилейное – 75-ое – поднятие потолка государственного долга страны.

Не сомневается в том, что так и будет практически никто. Одно то, что министр финансов США Тимоти Гайтнер на возможность дефолта прореагировал весьма однозначно – в духе Теодора Рузвельта, уводит инвесторов от этой мысли. Дословно современный носитель национальной идеи сказал следующее: “Мы – Соединенные Штаты Америки. Вы, должно быть, шутите по поводу дефолта”.

В свое время 26-й президент США произнес крылатую фразу о великой нации, заметив, что “Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем”. Сегодня одним из этих богатств, несомненно, является национальная валюта. “В худшие моменты кризиса люди фактически говорили, что хотят вкладывать деньги в доллары, в Treasuries, и нам нужно это сохранить. Мы хотим действовать так, чтобы увеличивать это доверие со временем, а не пользоваться его преимуществами”, – заявил Гайтнер.

Со своей стороны власти Соединенных Штатов сделали, похоже, максимум для того, чтобы сохранить доверие к доллару. Однако, одной однозначной риторики маловато. Российские граждане в выборе способа накопления средств занервничали и стремительно стали сбрасывать доллары со счетов. Российскому ЦБ стоило больших усилий удержать курсы валют в приемлемых рамках. Так, только за первые шесть торговых дней июля регулятор вынужден был скупить с рынка около $1 млрд – треть от объема, скупленного в июне. “Купили около $1 млрд за шесть торговых дней”, – поделился статистикой первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев, отметив, что точных цифр по интервенциям у Банка России пока нет.

Однако, что касается технического дефолта США по госдолгу, Улюкаев в интервью радиостанции “Эхо Москвы” отметил, что на курс валюты это не может сильно повлиять. “Как-то, безусловно, может (повлиять техдефолт на курс доллара США), но вопрос в том, насколько долго. Возможен некоторый скачок курсовых соотношений, но те люди, которые, узнав об этом, начнут срочно избавляться от своих активов в долларах и входить в активы в евро или в иене, они проиграют”, – сказал он. Не стоит волноваться по одной простой причине: “Мы не опасаемся, потому что это невозможно – раз, и, во-вторых, технический дефолт не приводит к принципиальным последствиям для стоимости ценных бумаг, для доходности по ним. Он к каким-то небольшим скачкам приводит, но не приводит к принципиальным последствиям”.

По мнению банкира, “простое правило для неквалифицированных инвесторов – не суетиться и не менять структуру своего портфеля, прочитав в газете или услышав новость такого рода”. “Вы обязательно проиграете, а профессиональные инвесторы на вас немного заработают”, – считает первый зампред ЦБ.

Так что, граждане, не дайте заработать на своих деньгах кому бы то ни было. Копили в долларах – и копите дальше. Тем более, что и другая альтернативная валюта – евро – сегодня испытывает куда большие трудности, главная из которых состоит в том, что договариваться по долгам в Европе предстоит не только в одном отдельно взятом парламенте, а и со всей коммунальной квартирой.