Типография

ТСН.ua выяснял, можно ли без особых затрат пробиться в депутаты и каковы предвыборные правила игры.

Оппозиционная заминка

На дворе середина лета, до начала избирательной кампании осталось две недели, а объединенная оппозиция все никак не озвучит, кто в ней идет по списку, а кто по округам. Не обозначены кандидаты даже в столице. Хотя по некоторым данным в Киеве только одна плашка “объединенная оппозиция” добавляет кандидату 20% голосов.

Официальная отговорка такая: будем заявлять кандидатов в последний момент. Мол, как только заявим оппозиционного кандидата, против него тут же начнутся репрессии. Но, согласитесь, это заявление не выдерживает никакой критики. Что помешает власти репрессировать оппозиционных кандидатов после озвучивания их фамилий?

Видимо, причина задержки очевидна. Все хотят идти по списку. Округ – это дорого и рискованно. Объяснять избирателю, что ты действительно чего-то стоишь тяжело и хлопотно. К тому же в отличие от Партии регионов в оппозиции не так уж много представителей крупного капитала.

“Было изначально ясно, что у оппозиции возникнут проблемы с мажоритарными округами. И они возникли, – констатирует социолог Евгений Головаха. – И я даже буду очень удивлен, если они их успешно решат. Тогда моя степень уважения к оппозиции повысится”.

Мандат даром

Сколько нужно потратить денег на округ, чтобы рассчитывать на победу? Эксперты называют разные суммы: от одного до трех миллионов долларов. Здесь играют роль разные факторы. Чем “жирнее” округ, чем больше конкурентов, тем больше денег нужно потратить.

Какие основные расходы? Прежде всего, это оплата труда людей, которые будут работать у кандидата. Речь идет о наблюдателях, агитаторах, членах комиссии и т. п. Это оплата рекламных площадей. Если это округ в городе, это оплата телевизионной рекламы и наружной рекламы. А также решение проблем округа: дороги, освещение, детские площадки.

“Я знаю примеры, когда кандидаты просто, чтобы зайти в округ покупали предприятия, чтобы позиционировать себя как работодателя или как человека, связанного с этим округом, связанного конкретными интересами”, – рассказывает политтехнолог Сергей Гайдай.

Впрочем, есть люди, которые попытаются прорваться в Раду без всех этих политтехнологических сложностей. Они надеются на свою популярность.

Бюджетный эксперимент в Дарницком районе Киева собирается провести адвокат Татьяна Монтян.

“Денег у меня нет. Я рассчитываю на волонтеров и правильно рассчитываю. Я бросила клич, но кроме того все и так знают, что я иду в депутаты. Клиенты, друзья, знакомые. Просто люди с улицы, которые знают меня по делу, статьям или публикациям”.

И все же совсем “по нулям” пройти в Раду не получится. Нужно хотя бы 13 тысяч гривен залога. Именно столько мажоритарщик должен заплатить за участие в выборах. В случае победы деньги возвращаются.

Депутат Тарас Стецькив, который будет баллотироваться во Львове, также планирует обойтись минимальными затратами.

“Мне рассказывают, что некоторые мои конкуренты во Львове, как от власти, так и от оппозиции, собираются потратить почти миллион долларов. А некоторые и 4 миллиона. Я не представляю, на что тратить такие деньги! Не представляю, я собираюсь обойтись минимумом . Распечатать листовки, некая реклама на телевидении. Таких денег настоящая оппозиция не имеет. И я даже не представляю, на что их можно потратить”, – говорит он.

Искаженные правила игры

Впрочем, эксперты весьма скептически относятся к таким малобюджетным компаниям и не рискуют ставить на победу таких кандидатов. Мол, одной харизмы сейчас не достаточно.

“Без ресурсов сейчас кандидату выиграть очень сложно. Должны быть ресурсы, чтобы эффективно работала команда, чтобы была медийка, – рассуждает в разговоре с ТСН.ua социолог Евгений Копатько. – Кандидат должен хорошо себя проявить. Есть набор вещей и действий, который обязан сделать любой кандидат”.

“Фактор гречки” сегодня сильно нивелирован

Социолог Евгений Головаха также считает, что без денег пройти в Раду сейчас нереально. “Это можно было сделать в начале 90-х. И я даже знал прецеденты. Есть небольшая вероятность, что несколько человек, которые сделали себе имя, могут чудом проскочить. Но исключения, как правило, подтверждают правило”, – отмечает он.

“В 2002 году один из кандидатов напечатал буклетики и пошел сам их раздавать. За него проголосовало ровно столько людей, сколько получили от него буклетики. Это означает, что он агитировал хорошо, но все равно победил, – вспоминает Гайдай, – Если вы открываете несколько детских городков, дарите велосипеды всем почтальонам, этом очень трудно противопоставить листовкам”.

Также многое зависит от того, где находится округ: село это или город. В городе, по мнению экспертов, агитировать труднее. С одной стороны все живут компактно, но, с другой стороны, не факт, что вас пустят в квартиру. Зато можно общаться через бигборды, ситилайты, которых в селе просто нет.

В сельском округе достучаться до избирателя сложнее, но зато сельский избиратель более открытый, более доверчивый, с ним легче установить личный контакт.

“Хотя к вам могут прийти несколько крестьян и попросить пару листов шифера. И от этого очень трудно уклониться, – объясняет специфику сельских округов Гайдай. – Такие сейчас правила игры. Они неправильные, они искажены. Вообще-то кандидат должен говорить только о законах, о законотворчестве, а не ставить скамейки и чинить лифты. Но они такие”.

И действительно, согласно социологическим опросам только 20% считают, что депутат-мажоритарщик должен заниматься законодательной деятельностью, все остальные считают, что он должен решать персональные проблемы людей, решать проблему округа.

В этом, кстати, Украина сильно отличается от всего цивилизованного мира. В Европе и США все в точности наоборот – избиратель жертвует на компанию своего кандидата. Например, в США можно анонимно жертвовать на избирательные кампании с мобильных телефонов. Максимальная сумма – 50 $.

Но все же и у “бедных” кандидатов есть надежда пройти в Раду. Во-первых, только 6,2% украинцев готовы продать свой голос. Во-вторых, по мнению экспертов, “фактор гречки” сегодня сильно нивелирован, так как его используют все. А чем больше гречкосеев, тем меньше их шансы. Они конкурируют друг с другом. Когда вы получили несколько пакетов, то вам уже все равно за кого голосовать, вы будете голосовать за того, чей образ и чье послание вам ближе.

sostav.ua