Поросята

Отечественные потребители в ближайшем будущем могут забыть о свинине и говядине и переключиться на диетическую индюшатину. По крайней мере, именно на это рассчитывают птицеводы, наращивая свои производственные мощности. К примеру, один из лидеров рынка индюшиного мяса — Украинская промышленная группа “Инвест” (Черновицкая обл.) — планирует довести выпуск продукции до 15 тыс. т в год.

“В следующем году мы намерены построить еще одну площадку по выращиванию индюков. Стоимость проекта составляет EUR4 млн. Полагаю, что новое производство позволит нам увеличить нашу долю на рынке с существующих 45% до 65%”, — рассказал “і” коммерческий директор УПГ “Инвест” (Черновицкая обл.) Владимир Держецкий.

По его словам, сейчас компания производит 10 тыс. т индюшиного мяса в год под торговой маркой “Сяйвір” и еще 2 тыс. т поставляют ей фермеры. Нынешний объем выпуска индюшатины в Украине он оценил в 25 тыс. т.

Также в планах “Инвеста” продолжить строительство мясоперерабатывающего комбината мощностью 70 т в сутки, начатое в 2008 г. и прерванное в связи с отменой государственной поддержки отрасли в 2009 г.

Поскольку правительство вчера заявило о готовности возобновить помощь птицеводам в следующем году, в “Инвесте” рассчитывают, что вести бизнес станет легче. “Последний раз мы получали дотацию на 1 кг убойного веса в размере 1,40 грн. в 2008 г. В ходе встречи с министром Николаем Присяжнюком, который посетил нашу область, было обещано, что помощь будет выражаться как в дотациях на 1 кг, так и в компенсации кредитных ставок”,— говорит господин Держецкий.

На рынке существует еще один крупный игрок — группа “Рамбурс” (Киев), ранее принадлежавший бизнесмену Алексею Гаврилову. Каковы нынешние показатели группы, неизвестно (к 2009 г., по некоторым данным, компания намеревалась увеличить производство до 5 тыс. т).

Эксперты говорят о том, что этот бизнес взяли под крыло представители восточных регионов страны. Не исключено, что именно они лоббируют реанимацию господдержки отрасли. Однако связаться с руководством компании нам не удалось.

Также на рынке присутствуют израильские инвесторы, но они больше специализируются на разработке проектов по строительству индюшиных площадок.

Бизнес по производству индюшиного мяса переживает сейчас стадию становления, как рынок промышленной курятины в 1990-е гг. Директор консалтинговой компании ААА Сергей Наливка говорит, что господдержка дала бы толчок развитию этого сектора после того, как прошла волна первых, не слишком успешных попыток заняться “индюшиным” делом. “Многие компании ушли с этого рынка, но те, кто остались, теперь весомо укрепились в данном сегменте и получают немалый доход”,— рассказывает аналитик.

По его расчетам, производство индюшатины в данное время более чем в два раза меньше реально возможного потребления, которое аналитик оценивает на уровне не менее 65 тыс. т. Размер потенциальных оптовых продаж господин Наливка оценил в $210 млн., розничных — около $500 млн.

“Проекты по строительству индюшиных ферм довольно затратные, но очень быстро окупаются. К примеру, производство мощностью около 10 тыс. т мяса в год потребует не менее $65-70 млн., но окупится за три-четыре года при правильной технологии выращивания, главное — забоя”,— считает эксперт.

Он также предостерегает всех, кому интересен этот бизнес, от ошибок, допущенных бывшими игроками. “В этом деле нельзя идти по пути выращивания кур. Это совершенно разные технологии. Иначе производитель обречен в третьем-четвертом поколении на падеж поголовья от куриных болезней”,— говорит он.

Пока потребители только присматриваются, стоит ли им заменять телятину или свинину индюшатиной, поскольку последняя уже почти сравнялась в стоимости с говядиной — $3,3/кг. Но эксперты и участники рынка уверены, что смена потребительских предпочтений — это лишь вопрос времени. Ведь индюшатина содержит меньше всего холестерина, в сравнении с другими видами мяса.

А для переработчиков индюшатина — просто находка, поскольку является удобным ингредиентом при производстве колбас элитных сортов и сосисок. Согласно кулинарным секретам при умелом использовании добавок оно принимает вкус любого мяса.

Особенностью сбыта индюшатины является то, что ее можно приобрести в фирменных киосках “Мироновского хлебопродукта” (МХП). Причем сам МХП не производит индюшиное мясо.

“Для нашей компании это направление инвестиций неинтересно, но продукцию наших партнеров мы реализуем через собственные магазины”,— объяснили эту странность в МХП. Не выпускают индюшатину и в “Агромарсе”, ТМ “Гаврилівські курчата”, но в отделе сбыта поинтересовались, какая именно продукция нас интересует. Очевидно, и там отметили нарастающий интерес потребителей к индюшке.

Экономические Известия