Коттедж

Клиентов стало меньше, поэтому продавцы охотнее идут на скидки, пишет Сегодня. Наступление осени рынок домов встретил небольшим угасанием активности и малозаметным удешевлением.

«С домами происходит то же, что и с квартирами, — объясняет директор риелторской компании «Золотые ворота» Алексей Холмецкий. — В июле был заметный всплеск активности: народ спешил решить свои вопросы, пока не вступили в силу нововведения относительно оценки и ограничения платежей наличными. Но в августе надежды не оправдались вообще — спрос оказался очень посредственным».

Если в июле, по данным консалтинговой компании SV Development, в Киевской области было совершено 1515 сделок купли/продажи частных домов в населенных пунктах, то в августе — 1160.

Под стать количеству сделок вели себя и цены.

«Был небольшой рост с начала года, а в последнее время идет снижение, — говорит ведущий специалист департамента маркетинга компании «Золотые ворота» Сергей Костецкий. — Клиентов стало меньше, поэтому продавцы охотнее идут на скидки. Если не произойдет никаких изменений (вроде появления доступной ипотеки), то и весь следующий год мы будем наблюдать примерно такие активность и уровень цен».

Некогда коттеджные городки рассматривались как чуть ли не самый перспективный сегмент рынка загородной недвижимости. Сейчас большинство из них переживает нелегкие времена. Конечно, в первую очередь это связано с общими для всего рынка недвижимости проблемами: падением платежеспособности потенциальных покупателей, неподъемными условиями кредитования, отсутствием уверенности в завтрашнем дне. Кроме того, многие городки в разгар кризиса были заморожены, что больно ударило по вложившимся в строительство покупателям. Да и сегодня полной разморозки всех крупных проектов не произошло, а есть и такие, которые грозят и вовсе почить в базе. По словам директора по маркетингу компании SV Development Владимира Степенко, это сильно повлияло на поведение покупателей — они просто боятся инвестировать.

«Сейчас человек, у которого есть деньги, рассуждает так: лучше я куплю себе земельный участок, где захочу, и построю дом своей мечты, чем буду вкладывать в какой-то мегапроект коттеджного поселка. Ведь непонятно еще, что там построят», — говорит Степенко.

Как указывает Алексей Холмецкий, эти опасения имеют под собой основания. Понятно, что основная задача создателя коттеджного городка — получить прибыль. Для привлечения покупателей, можно нарисовать какие угодно картинки — с самыми красивыми газонами и самой развитой инфраструктурой. А в реальности часто человеку, купившему такой дом, годами приходится видеть вокруг бездорожье, грязь и кучи строительного мусора. Особенно если дома в городке продаются не очень бойко, отчего и у девелопера не слишком хорошо с деньгами.

Так что красивые картинки с проспектов могут воплотиться в жизнь очень не скоро или не воплотиться вовсе. Эта не слишком обнадеживающая реальность привела к тому, что популярность загородных домов как основного или альтернативного городской квартире жилья после кризиса резко пошла вниз. «Сейчас, — говорит Владимир Степенко, — у людей на первом месте все-таки квартира в городе. А после ее покупки на загородную недвижимость просто нет денег». Тем не менее, и среди коттеджных городков есть успешно развивающиеся.

«Это как в любом виде бизнеса: даже когда рынок падает, всегда есть какие-то компании, которые неплохо себя чувствуют и даже увеличивают прибыль, — говорит Алексей Холмецкий. — Городок может выигрывать за счет удачной концепции, умелой организации самого бизнеса. Владельцу, наконец, может повезти выгодно взять хороший участок — благо, цены на землю сейчас порой просто копеечные, особенно если брать гектарами».

По наблюдениям Владимира Степенко, успешнее строятся и более востребованы покупателями проекты с небольшим количеством домов. Цены на дома в них практически стабильны. В целом популярность коттеджей в городках, по словам Степенко, понемногу возвращается, но ждать ее полного восстановления стоит не ранее, чем года через три.

Консалтинговая компания “SV Development”