Кредитная карта

У него нет штата сотрудников — в основном он работает с аутсорсерами из разных стран. В то же время его приложения заинтересовали таких гигантов, как Microsoft, Intel и Nokia.

Бизнес Алексея сфокусирован на разработке приложений для мобильных устройств — смартфонов, планшетов, нетбуков и других гаджетов (список некоторых приложений можно найти здесь). В различное время его команда составляет от двух до десяти человек, профессионалов в своей области, работающих по контракту. “Мы не держим штат юристов, логистов, офис-менеджеров и других “проедателей бюджета”. Работаем без офиса, в удаленном режиме, поэтому команда разнесена по всей Украине, а частично и в России, хотя бывали и временные сотрудники из Молдовы и Вьетнама. Занимаемся в основном проектами на заказ (при этом заказчики преимущественно иностранные), а также собственными разработками. По классификации МСБ мы скорее “очень М”, потому что никаких сверхдоходов у нас нет и не предвидится, а заработок позволяет платить людям только зарплату на текущих проектах”, — рассказывает Алексей Гарбузенко.
Предыстория
Алексей — программист по образованию. В его образовательном списке незаконченный КПИ (1999-2001 гг.) и Европейский университет финансов, информационных систем, менеджмента и бизнеса, куда Алексей поступил в 2011 году и заканчивает в 2015-м. В разные периоды времени работал программистом в крупных и средних фирмах. Официальный стаж — с 2002 года, неофициальный — с 1995 года работал на фирме мамы при НПП “Киевский институт автоматики”, где был младшим программистом на проекте для Минэнерго.
С 2006 года, будучи занятым в различных проектах, начал работать удаленно, и через какое-то время понял, что в таком режиме можно делать небольшие проекты маленькой, но специализированной командой. “По основной работе я занимался программированием для доменов и серверов, но очень хотелось заниматься играми. Я собрал несколько энтузиастов, у нас было много идей и начинаний, но почти ничего из них не дошло до стадии получения прибыли”, — вспоминает он. Затем была попытка сделать онлайн-игру, которую команда во главе с Алексеем выставляла на Конференции разработчиков игр в Москве в 2009 году, но тогда снова не получилось найти инвестора. В конце 2011-го, существенно переработанная и доделанная, эта игра была продана вместе со всеми правами небольшой австралийской фирме, что и дало бюджет для развития собственных проектов. “Учитывая предыдущие ошибки, я решил делать проекты, которые отличаются простым правилом: через два-три месяца разработки готов продукт, который можно выпускать и зарабатывать, либо закрывать и переходить к другому продукту. Такими проектами оказались мобильные игры и приложения, в этом направлении мы развиваемся и по сей день”, — делится Гарбузенко.

Собственный бизнес
На этапе развития собственного дела в начале 2012 года Алексею очень помог партнер из России. “Он предоставил исходные коды своих проектов под Android, с их портирования на iOS все и началось”, — рассказывает Гарбузенко. Тогда у начинающего предпринимателя было несколько продуктов, разработанных под Android, которые сначала он сам, а затем с коллегами переносил на другие мобильные системы за процент от продаж. На тот момент Алексею было 29 лет. На первом этапе стартовый капитал, который инвестировал российский партнер, целиком ушел на поддержание бизнеса “на плаву”. “Тогда бизнес состоял из меня одного и ничего не приносил почти полгода. Работа дома, море энтузиазма, постоянное обновление страниц со статистикой продаж”, — вспоминает Гарбузенко. Поначалу бизнес не давал больших доходов, а стартовый капитал исчерпался быстро, поэтому стартапер взялся за подработку на аутсорсинге. Такой опыт позволил понять, что самое удачное совмещение — работа над собственными и сторонними проектами одновременно. Уже к концу первого года работы это позволило подключать к проектам все больше людей, заниматься собственными разработками, браться за все более крупные задачи в формате команды с несколькими разработчиками, художниками, тестировщиками и веб-дизайнерами.

Опасения и мотивация
Самое большое опасение на этапе становления собственного дела было связано с проектами, которые “не выстрелят”. “Работа выполняется, люди получают зарплату, но проект на выходе не приносит денег либо приносит гораздо меньше, чем было вложено. В случае с аутсорсинговыми проектами недовольным остается заказчик, и это в общем не смертельно, хотя и демотивирует (особенно, когда часть оплаты за работу была обещана в виде процента от продаж), но для собственных проектов это означает просто дыру в бюджете. Эту дыру приходится закрывать, подписываясь на новые проекты, либо из собственных средств. Несколько раз так и приходилось делать”, — делится Алексей. Несмотря на сложности, одним из движущих факторов при начале работы “на себя” было желание делать то что хочется и как хочется, а не как скажет “дядя”, комментирует Гарбузенко. К сожалению, на 100% такое бывает лишь в сказках, поэтому иногда Алексею и его команде приходится заниматься и рутинной работой. “Нередко мне как основателю бизнеса приходится играть сразу несколько ролей, включая и разработчика, и бухгалтера, и руководителя проекта. Это как в старом анекдоте: “Когда у тебя свой бизнес, ты можешь работать полдня. Причем выбирать, какие именно 12 часов работать”. Однако теперь я вижу результат своих действий, получаю мотивирующий дивиденд от вложенных усилий, а не фиксированную ставку”, — рассказывает разработчик-бизнесмен. Спустя два года с момента старта бизнес Алексея вышел на уровень доходов, превышающий обычную зарплату “на дядю”. Он может позволить себе и отпуск, и поездки на конференции в другие страны, устроить выходной среди недели, провести время с семьей. Правда, после этого придется работать в календарный выходной или ночью, но это уже решаемо. Энергия и вдохновение — очень важный фактор, и больше всего в этом плане Алексея поддерживает жена. “Когда я решился бросить стабильную работу, она полностью меня поддержала, хотя на тот момент мой доход был единственным в семье. Она видела, что я все больше устаю от рутины, которая мне давно перестала нравиться, и согласилась, что пора что-то менять”, — говорит Гарбузенко.

О продукте
Алексей не приверженец копирования чужого опыта и продуктов. Он считает, что чужой опыт интересен с точки зрения совершенных и обойденных ошибок, а не достижений — повторить чужой успех по проложенному пути вряд ли удастся, а вот избежать чужих проблем — вполне возможно. Что касается бизнес-вершины/мечты, то тут Алексей затрудняется ответить однозначно: “Для меня работа — это работа, удачный контракт не бывает просто “легкими деньгами”, все надо отрабатывать. Осенью мы закончили работы над собственной игрой “Осадные Войны”, победили с ней в конкурсе от Microsoft, привлекли внимание некоторых крупных издателей, получили продвижение от Intel и Microsoft, но финансово продукт оказался “середнячком”, поэтому в актив можно записать только призы и некоторую известность. Гораздо менее эпичный проект “Косынка” — копия того самого пасьянса, но для мобильных устройств, причем на шести разных мобильных платформах, даже на Mac OS X и настольной Windows, — приносит гораздо больше дохода. В то же время опыт этих работ и контакты с Microsoft позволили нам получить заказ на разработку приложения Vkraina для “Киевстар” под Windows 8 и Windows Phone. Проект был сложным, но достаточно интересным и принес много положительных эмоций всей команде, хотя имя команды там нигде не указано из-за различных особенностей”, — поясняет Алексей.
На сегодняшний день у Гарбузенко есть лояльные клиенты, которые готовы дать ему и его команде самую лестную рекомендацию. Как удалось этого достичь? Секрет не в бизнес-образовании или школе работы в “большой корпорации” за плечами. Многое дал семилетний опыт работы ведущим программистом в PolicyPak Software — компании, которая относится к МСБ в США. “Работал я удаленно, но полный рабочий день, с отчетностью, общением с основателем фирмы, руководителем проекта, а иногда и с клиентами. Это позволило хорошо подтянуть знание языка, сформировать видение работы небольшой компании и определенно повлияло на качество обслуживания, которым можно похвастаться сегодня”, — рассуждает Алексей.

Продвижение услуг
В бизнесе Гарбузенко основная услуга — разработка приложений. Как рассказывает бизнесмен, заказчики под такие проекты находятся в основном через знакомых, состоявшихся клиентов. Очень редко клиенты приходят через социальные профили на LinkedIn, Habrahabr или даже ящики саппорта для имеющихся продуктов. Реклама для собственных проектов в магазинах приложений — это отдельный вопрос, поскольку для каждого направления существует своя специфика, включая услуги медиа-агентств, участие в конкурсах, поддержку и раскрутку от крупных вендоров. Ценообразование также имеет свои особенности. Так, услуги оцениваются в себестоимость работы с повышающим коэффициентом от 1,5 до 3. “Разработка за себестоимость вообще смысла не имеет, а коэффициент зависит от проработанности технического задания и адекватности заказчика. Этот же коэффициент позволяет наполнять буферный бюджет для случаев, когда разработка занимает больше расчетного времени и для собственных проектов”, — поясняет предприниматель.

Мечты и советы
У Алексея есть мечта — сделать что-то, что понравится и покупателям, и разработчикам, и критикам. Над этим он и его команда и работают. Ну а что касается секретов успеха в собственном деле, то Алексей готов дать главный совет: “Не бойтесь обращаться в крупные фирмы с предложениями о сотрудничестве. В ходе работы с Microsoft, Intel и Nokia они предоставили для меня и моей команды операционные системы, устройства и инструменты разработки, Samsung и Chilingo уменьшили свою маржу на доходы от продаж, Xamarin предоставила 90%-ную скидку на продукты. Конечно, не всегда получается договориться о таких условиях, но результат того стоит”, — считает Гарбузенко. По его мнению, пока бизнес находится на начальной стадии развития и не вышел на многозначные суммы, не стоит нанимать родственников, студентов, дешевых исполнителей. В этот период необходимо привлекать только профессионалов, знающих свое дело — они оказываются выгоднее в соотношении времени, качества и вложенных средств. Также Алексей советует соблюдать основной принцип во взаимодействии с клиентами: за выполненную работу не должно быть стыдно. Сергей Сухорук, специалист по управлению продуктами Для таких предпринимателей, как Алексей Гарбузенко, мы в “Киевстар Бизнес” разработали специальные тарифные планы — “Бизнес Оптимальный 400” и “Бизнес Оптимальный 700”. В рамках этих тарифных планов абонент получает единый пакет минут для звонков на номера любого оператора Украины и ему не приходится задумываться над тем, услугами какого оператора пользуется собеседник. Естественно, в этих тарифных планах также предусмотрен безлимитный доступ к сети интернет, и если руководителю бизнеса необходимо быть мобильным, посещать встречи с партнерами, выезжать из офиса, то он сможет всегда быть на связи, оперативно отвечая на все вопросы по e-mail, общаясь в социальных сетях и многое другое. Насколько мы поняли из рассказа Алексея, он часто выезжает за пределы Украины с целью посещения выставок и конференций.
Тут не обойтись без новой универсальной услуги “Свободный роуминг”. Принцип действия услуги предельно прост и понятен: после единоразового бесплатного подключения услуги абонент получает возможность пользоваться связью по льготным тарифам, которые подключаются автоматически в зависимости от страны, в которую выехал наш предприниматель. Это очень удобно, так как теперь все роуминг-предложения, которые предлагает “Киевстар Бизнес”, собраны в единый пакет, включающий звонки, сообщения и интернет. И последнее: занятым людям мы настоятельно рекомендуем регистрироваться в системе самообслуживания “Мой Киевстар”. Тем более, мы предполагаем, что Алексей проводит много времени online перед экраном компьютера. У него вряд ли есть желание посещать центры обслуживания абонентов или ожидать соединения с оператором колл-центра. Система “Мой Киевстар” позволит оперативно просматривать детализацию и статистику затрат по своим номерам, управлять услугами, участвовать в акциях и многое другое.