В новый санкционный перечень ЕС попали порты Керчи и Севастополя, а также судоходная компания “Керченская паромная переправа” (переправа “Крым-Кавказ”).

Санкции приняты на основании “национализация в условиях нарушения законов Украины”. Юридическое лицо “Керченская паромная переправа” в данный момент в документах не фигурирует (соответствующее название использовалось в период принадлежности Крыма Украине). В настоящее время единым оператором перевозок для транспортного обслуживания полуострова Крым является созданная в мае АНО “Единая транспортная дирекция” (в санкционном списке не значится). Керченская переправа на сегодня является основным связующим звеном Крыма и России, именно через нее в разгар сезона переправляются многие туристы, а также идет ряд грузовых поставок из России.
С апреля этого года более 900 тыс. пассажиров пожелали воспользоваться Керченской переправой, и действующие паромы с трудом справляются с нагрузкой. Сейчас на маршруте их семь, причем четыре грузовых парома курсируют по маршрутам Новороссийск — Феодосия, Геленджик — Керчь и Темрюк — рыбный порт Керчи. “Принятые меры позволили в 4,5 раза увеличить пропускную способность на переправе в части перевозок автомобильного транспорта и в 3 раза по количеству перевозимых пассажиров”, — отметил на днях министр транспорта РФ Максим Соколов. В последние дни на маршрутах работают вместительные греческие и итальянские паромы. В частности, по направлению Керчь — Темрюк курсирует итальянский паром ROBUR. По направлению из порта Кавказ в порт Керчь работают два греческих парома: “Олимпиада” (ранее — “Дориус”) и “Ионас” (оба совершают маршруты под кипрским флагом).
Впрочем, работать паромы после официального объявления о санкциях не перестали. По данным сайта marinetraffic.com, который отслеживает движение судов через космические спутники, за субботу — первый день после объявления нового списка санкций — “Ионас” и “Олимпиада” сделали четыре рейса порт Кавказ — порт Крым — порт Кавказ и продолжают работать в воскресенье. ROBUR же один раз в течение субботы переместился из порта Темрюк в рыбный порт Крыма. В документах ЕС, касающихся санкций, связанных с событиями в Украине, оговаривается, что контракты, заключенные до вступления в силу ограничений, пересмотру и заморозке не подлежат. Уточнить точный срок действия соглашений с европейскими паромными перевозчиками в выходные не удалось. В дальнейшем сложности могут коснуться и технической стороны работы портов, в частности спецоборудования, которое может зависеть от европейского сервисного обслуживания и деталей. Например, через севастопольский порт проходят многие экспортные поставки — в частности, уголь и лес. В Керченском торговом порту, по данным официального сайта предприятия, также существует перегрузочный комплекс, есть паромная переправа Керчь — порты Грузии (Поти, Батуми), построен комплекс по перевалке сжиженного газа мощностью более 500 тыс. тонн в год. Однако сейчас эти порты находятся, по сути, в замороженном состоянии. Кроме санкций против портов ЕС ввел санкции против агрофирмы “Магарач”, производственно-аграрного предприятия “Массандра”, компании “Азовский ликероводочный завод” и завода шампанских вин “Новый свет”. В пояснениях к принятым мерам введение санкций объясняется тем, что 9 апреля президиум парламента Крыма одобрил решение по национализации имущества предприятий агропромышленного комплекса, которые находятся на территории Крыма. Европейские лидеры угрожают не только локальными, но и секторальными санкциями в отношении российской энергетической и финансовой отраслей. В немецкой прессе сообщается, что в поддержку новых ограничений против России выступает уже и бизнес, который ранее был резко против дополнительных ограничений в адрес Москвы. Российское Минэнерго уже поспешило заявить, что потенциальные санкции по запрету на экспорт высоких технологий не повредят нефтяной отрасли России.