Владимир Макар, глава Украинской аграрной ассоциации (УАА) , выступает против предложенных правительством шагов по изменению системы налогообложения АПК. Вместо роста налогов УАА предлагает приватизировать государственные аграрные активы

В среду премьер-министр Украины Арсений Яценюк в очередной раз презентовал идею сокращения налоговых льгот для аграриев на заседании Кабинета министров. Предприятия, которые обрабатывают больше 3 тыс. га или имеют оборот больше 20 млн грн, должны перейти на общую систему налогообложения. Судьба фиксированного сельхозналога пока толком неясна — его планируют оставить, но не известно для кого. Кроме того, премьер пообещал в следующем году внедрить систему компенсации процентной ставки по кредитам для аграриев — предположительно, за счет предприятий, которым не повезло быть слишком крупными. Считаем ли мы эти критерии справедливыми? Стимулирующими развитие? Продуманными? На все эти вопросы наш ответ, к сожалению, один — нет.
Украинская аграрная ассоциация разработала несколько тезисов, на которых должна строиться налоговая политика в АПК, которыми хотели бы поделиться. Одинаковые правила для всех предприятий. Иначе менять систему налогообложения не имеет смысла. Кабмин, по сути, предлагает собирать больше налогов с крупных предприятий. Но бизнес-логика у аграриев сработает без подсказки — они будут искусственно дробить свои хозяйства. Это добавит работы юристам и финансистам, еще более увеличит нагрузку на государственную регистрационную службу, но, в конце концов, это произойдет. Помним о конкурентах. Конкуренты украинского агробизнеса в том же ЕС получают около 400 евро прямых дотаций на каждый обрабатываемый га. За 2 недели, минувшие с прошлого предложения правительства лишить аграриев спецрежима, у европейских фермеров ничего не изменилось — они по-прежнему их получают. А значит, в случае отмены спецрежима выиграют наши европейские конкуренты. Налоговые льготы эффективнее, чем прямая поддержка или льготные кредиты, которые хочет ввести Кабмин. Почему?
Давайте будем честными: ни одно сельхозпредприятие за время существования нашей страны не помнит года, когда к прямым дотациям, распределяемым чиновниками, у всех был равный доступ. Льготный кредит получит не каждый, да и не всем он нужен. Налоговые же льготы — это равные условия для всех. Соответственно, выживает более эффективный, а не родственник местного прокурора или сотрудника банка, выдающего кредит. Потенциал альтернатив наполнения бюджета еще не исчерпан. В своем вчерашнем выступлении премьер отметил, что 90% работающих в аграрном секторе компаний останутся на льготной системе налогообложения по НДС, и только 10% перейдут на общую систему. Давайте посчитаем: эти 10% предприятий пользуются налоговыми льготами на сумму примерно в 2 млрд грн. Можно ли их получить в бюджет другим способом? 2,5 месяца назад УАА предложила приватизировать государственное имущество в сфере АПК. По нашим подсчетам, продажа активов неэффективных государственных предприятий, подчиненных Министерству аграрной политики, а также ликвидация Аграрного фонда и Украгролизинга может принести госбюджету минимум 10 млрд грн. Передача земель Национальной академии аграрных наук в аренду по рыночным ценам — еще около 1 млрд грн. Не менее 2 млрд грн дополнительных доходов можно генерировать за счет оптимизации процедуры аренды сельскохозяйственных земель государственной собственности. Реализация данной идеи требует времени и сил — принять закон, обновить распоряжение Кабмина, организовать и провести приватизационные конкурсы. Соответствующий правительственный законопроект все еще даже не внесен в Верховную Раду. Вместо этого снова предлагается поднять налоги.