Еврокомиссия настаивает на процедуре вывода “Южного потока” из-под действия Третьего энергопакета по модели Трансадриатического газопровода

Еврокомиссия настаивает, чтобы “Южный поток” прошел процедуру изъятия из-под норм Третьего энергетического пакета по модели Трансадриатического газопровода (TAP). Об этом сообщил источник, знакомый с содержанием переговоров. “ТАП и “Южный поток” пересекают территории стран ЕС и стран, подписавших договор об энергетическом сообществе. Статья 36 газовой директивы Третьего энергопакета предусматривает возможность временных изъятий из регуляторной практики для обоих проектов”, — сообщили в ЕК. “Вариант получения проектом “Южный поток” изъятия из-под ограничительных мер представители Европейской комиссии рассматривают как единственно возможный”, — утверждает источник, отмечая, что российская сторона пока не готова обращаться в ЕК с просьбой о предоставлении изъятий.
Предварительное согласование этого вопроса на уровне экспертов и анализа последствий показал российской стороне, что подобное изъятие может повлечь необходимость изменения основных параметров согласованной бизнес-модели проекта, утверждает источник. В ЕК сообщили, что “согласно процедуре, инициаторы проекта должны подать заявку на изъятие из-под ограничительных мер в уполномоченный орган госрегулирования для дальнейшего направления запроса в Еврокомиссию. На “Южный поток” заявка не подавалась”. В Минэнерго РФ подтвердили, что не отправляли документы в ЕК с просьбой рассмотреть вопрос об изъятии проекта “Южный поток” из-под действия Третьего энергопакета. “Подготовка к реализации проекта “Южный поток” носила всесторонний характер. Прежде всего, российская сторона предприняла все необходимые меры для того, чтобы создать международную правовую базу для реализации данного проекта. Результатом этого стало подписание межправительственных соглашений со странами-участницами о сотрудничестве в сооружении системы газопроводов “Южный поток”, причем, с некоторыми из них, еще до вступления в силу Третьего энергетического пакета. Российская сторона исходила из необходимости закрепления на юридическом уровне таких обязательств сторон, которые бы обеспечили строительство газопровода, а также при понимании того, что вопросы энергетики согласно Договору о функционировании Евросоюза относятся к смешанной компетенции. В то же время Еврокомиссия требует от стран-членов неукоснительной имплементации положений Третьего энергетического пакета, несмотря на подписанные двусторонние межправительственные соглашения. Для решения возникшей коллизии российская сторона предложила Еврокомиссии проект соглашения о трансграничных инфраструктурных проектах, к которым относится и “Южный поток”, но не получила положительного ответа”, — заявили в Минэнерго РФ. После этого российская сторона в январе 2014 года предложила создать рабочую группу по урегулированию правовых и технических вопросов реализации проекта “Южный поток”. “Состоялось одно заседание на уровне руководителей рабочей группы и два заседания на экспертном уровне. С апреля 2014 года работа группы приостановлена, опять же по инициативе ЕК”, — сообщили в ведомстве. К началу строительства морской части газопровода “Южный поток” “Газпром” подготовил модель, которая может укладываться в требования Третьего энергопакета. Сухопутные участки будет контролировать не “Газпром”, а национальные консорциумы стран, большинство которых входит в Евросоюз. Вопрос о предоставление доступа третьим сторонам к газопроводу прорабатывается, а тарифы будут определять местные операторы. Но ЕК настаивает на том, чтобы “Южный поток” прошел тот же путь, что и ТАП. В мае прошлого года Трансадриатический газопровод, который будет поставлять азербайджанский газ в Европу, был освобожден от принципа “разделения собственности” (транспортировка и продажа) и получил все необходимые разрешения от ЕК. “Заявка на снятие ограничений с проекта ТАП была подана в 2011 году. И 16 мая 2013 года частичные изъятия были предоставлены, но проект по-прежнему реализуется в соответствие с законодательством ЕС”, — подтвердили в ЕК. Но Россия пока не обращается в ЕК с просьбой об освобождении “Южного потока” из-под действия Третьего энергопакета, получив негативный опыт от этой разрешительной процедуры в ходе строительства “Северного потока”. До сих пор не определены перспективы газопровода OPAL, который является сухопутным продолжением Nord Stream. В 2009 году отвод получил право на исключение из европейского регулирования (по Второму энергопакету), которое затем было отменено с принятием третьего. А второй сухопутный отвод NEL, который тогда не смог получить разрешения от ЕК, работает сейчас по общим правилам и гораздо успешнее. Не получив от регулятора права на исключение, “Газпром” может контрактовать мощности NEL в ходе аукциона (open season), оставшаяся часть газопровода контрактуется покупателями газа из “Северного потока” (E.ON, GDF Suez и DONG).