Честно говоря, в сотый раз пишу текст про пенсионную систему. И каждый раз ловлю себя на том, что надо все объяснять с азов. Потому что наши любимые чиновники придумали такую систему, в которой черт ногу сломит. Коротко перечислю основные параметры. Пенсия делится на несколько частей. Те, кто родился до 1953 года, будут получать ее по одной схеме.
А те, кто между 1953 и 1966-м — по другой. Те, кто еще позже, — по третьей. А еще в некоторых случаях есть разница между мужчинами и женщинами. В общем, объяснить все это можно, только места в газете не хватит.
Сразу оговорюсь. Этот текст могут не читать те, кто родился до 1967 года. Для них новая реформа ничего не изменит. Пенсия у них будет априори распределительной. То есть будет зависеть от взносов трудоспособных граждан. Мучиться выбором, куда вложить свои накопления на старость, людям этого возраста нет смысла. Конечно, им лучше работать в белую и получать более высокую зарплату. Ведь от этого зависят отчисления в страховую часть их пенсии. Но повлиять на доходность этих взносов они никак не могут, потому что те индексируются государством.
Другое дело — накопительная часть, которая есть у тех, кому сейчас 45 лет или меньше. Точка отсечения «счастливцев» — 1 января 1967 года. Таких сейчас на рынке труда около 40 млн. человек. Их работодатели отчисляют взносы как в страховую часть (они идут сразу на выплаты нынешним пенсионерам), так и в накопительную. Эти деньги поступают на наши личные счета во Внеш-
экономбанке или в частных пенсионных фондах и управляющих компаниях. А те за небольшую комиссию стараются их приумножить. На наших счетах скопилось почти 2,5 трлн. рублей. Только в прошлом году эта сумма приросла на 500 с лишним миллиардов. Эксперты подозревают, что для властей основная цель новой реформы — забрать эти деньги, чтобы решить насущные проблемы, то есть покрыть дефицит бюджета Пенсионного фонда, который уже превышает 1 трлн. рублей.
Россиян убеждают заманчивыми расчетами. Мол, если перейти под крыло государства (то есть добровольно отказаться от накопительной части пенсии), то старость будет обеспеченной. По расчетам Минтруда, пенсионеры, поверившие властям, будут получать 40% от зарплаты, а те, что будут копить деньги в НПФах и частных УК, — лишь 16%. Но здесь власти лукавят. Пенсии в последние годы росли быстрее за счет валоризации (всеобщего повышения пенсий в 2009 году) и резкой индексации всех социальных пособий. И нет никаких гарантий, что так будет всегда.
— Это нечестная игра, — говорит Алексей Горяев, профессор Российской экономической школы. — Такими действиями можно, конечно, закрыть дыру в бюджете на один-два года. Но в будущем все равно придется решать проблему кардинально. Избежать рисков в принципе нельзя. Никто не знает, с какой скоростью будет расти наша экономика. И государство тоже не может гарантировать, что пенсии всегда будут увеличиваться. Чиновники просто хотят перенести проблему с нынешнего дня на завтрашний.
В конце 2012 года президент Владимир Путин спор чиновников и экспертов решил компромиссом. Каждый из нас сможет в этом году выбрать, кому он больше доверяет: государству или частным фондам. Судя по статистике (см. «Только цифры»), россияне активно ринулись в НПФы. Значит, вера в щедрого царя у них не так сильна, как предполагают чиновники. Видимо, большинство еще помнит, как государство любит менять правила игры.
Больше свободы управляющим — выше доходы
Наибольшая часть наших пенсионных накоплений лежит во Внешэкономбанке. Эта госструктура в основном управляет накоплениями тех, кто вообще не задумывался о будущей пенсии. Их еще «молчунами» называют. На днях ВЭБ отчитался о работе в прошлом году. В третий раз за всю историю опередил инфляцию. Доход составил 9,21%. Причина — щедрые проценты по банковским депозитам и облигациям. НПФы официальную отчетность еще не публиковали, но предварительные итоги уже подвели. Средний результат — 10%. Примерно те же цифры и в частных УК.
Государство винит управляющих, что они плохо работают. Но при этом забывает упомянуть, что такие условия чиновники создали им сами.
— С одной стороны, государство нас защищает, — поясняет Алексей Горяев. — К НПФам есть требование, что нельзя показывать убытки по итогам года. Если кто уйдет в минус, то должен погасить его за счет своих средств. Естественно, управляющие в таких условиях не могут рисковать. И доходы получаются мизерные.
Проблема в том, что акции приносят более высокий доход, но гарантий нет никаких. С 2008 по 2011 год индекс ММВБ упал на 26%. Но при этом с 2004 по 2007 год тот же показатель вырос на 267%, то есть в три с половиной раза. Конечно, на бирже бывают провалы и кризисы, но любое падение с лихвой компенсируется ростом. Эксперты считают, что надо убрать требование о безубыточности НПФ. Тогда они смогут эффективнее работать. Естественно, в этом случае за ними надо будет тщательнее следить. Но это уже вопрос к финансовому регулятору.
— Надо разрешить НПФам разносить убытки по счетам в течение одного года, — говорит Владимир Назаров из Института экономической политики им. Гайдара. — Финансовые рынки — это риски, но на длительных интервалах они нивелируются. В США, несмотря на все депрессии, даже 30-летний период инвестирования дает почти 100% гарантии, что вы получите доходность выше инфляции. И наконец, можно радикально сократить издержки на управляющих. Пусть они инвестируют в глобальные индексы. Пропорционально капитализации крупнейших компаний. На этом ставится большая жирная точка.
Сейчас наши пенсионные фонды могут вкладывать деньги только в России. Это серьезное ограничение. Крупнейшие фонды развитых стран инвестируют по всему миру.
— Играть на российской бирже сейчас очень опасно, — говорит Алексей Горяев. — В других странах фонды вкладывают в золото, недвижимость, другие финансовые инструменты. В итоге доходность у них достойная при небольшом количестве рисков.
Где гарантии?
Конечно, если дать вольницу пенсионным фондам, они могут и дров нарубить. Нужны гарантии, что этого не случится. Законопроект об этом уже находится в правительстве. Владимир Путин его одобрил. Суть проста — все НПФ и частные УК должны отчислять небольшой процент в общий котел. Такая система работает в банковской сфере. Агентство по страхованию вкладов держит эти деньги у себя и гарантирует: если банк потеряет лицензию, вкладчики получат свои сбережения обратно.
По пенсиям в правительстве предлагают страховать лишь номинал. То есть если НПФ обанкротится или потеряет часть денег, то будущему пенсионеру вернут только ту сумму, которую он вложил в фонд. Без поправки на инфляцию. Этот нюанс и смущает.
— Такие гарантии бесполезны, — добавляет Алексей Горяев. — На длительных сроках даже у самого плохого управляющего будет положительный результат. Вопрос «не потеряй» не самый главный. Более важный — «как заработать».
Власти считают, что брать слишком большие риски гарантийный фонд не может. Но обещают подумать.
— На начальном этапе создания системы нежелательно принимать слишком высокие риски, — пояснили в Минэкономразвития. — Сейчас следует ограничиться гарантированием номинала. А затем, по мере накопления средств и статистики, можно поставить вопрос и о гарантировании определенной доходности.
По мнению экспертов, было бы правильнее гарантировать доход в размере инфляции. Опыт многих стран доказывает, что это вполне реальное обещание (см. «А как у них?»). Все фонды могли бы отправлять в общий котел 1% от взносов. И из него деньги перечислялись бы тем пенсионерам, чей доход по накоплениям по вине управляющих оказался ниже. У экспертов железобетонный аргумент. Фондовые рынки, как показывает статистика США и других развитых стран, на протяжении всей истории росли быстрее инфляции. Есть лишь один контраргумент. Кто сказал, что Россию ждет будущее Америки, а не Гондураса или Нигерии, например?!
Только цифры
Как рапортуют в Пенсионном фонде России, за прошлый год свои накопления перевели в частные фонды еще 5,5 млн. россиян. Число клиентов НПФ и частных УК выросло до 20 млн. человек. Для сравнения, перевести свои будущие пенсии обратно в ПФР в прошлом году захотели лишь 180 тысяч человек.
А как у них?
Гарантия дохода — 2% в год
У каждой страны своя пенсионная система. Кто-то живет по распределительному принципу. Кто-то полностью перешел на накопительный. Истина, как всегда, посередине. Ведь и у той, и у другой системы есть как плюсы, так и минусы. Но гарантии должны быть везде. Все-таки пенсии — штука очень социально важная.
К примеру, в Швейцарии гарантируют доход по пенсионным накоплениям. До 2004 года обещали не меньше 4% прибавки в год. Затем гарантии постепенно сократили до 2% годовых. Все пенсионные фонды платят гарантийные взносы в специальное агентство. Те же 2% обещают своим будущим пенсионерам коллеги из Уругвая. А вот в Малайзии и Сингапуре власти более щедры — 2,5% годовых.
В Бельгии подобные гарантии переложили на работодателей. Их объем зависит от того, насколько щедра сама компания и как рьяно отстаивает интересы своих членов местный профсоюз. То же самое делается в Италии и Дании.
В Чили и Польше применяется относительная система гарантий. Их минимальный прирост исчисляется исходя из среднего дохода всех пенсионных фондов, работающих в стране.