Налоги

Правительство намерено официально рассмотреть целесообразность замены налога на добавленную стоимость (НДС) на налог с продаж. Однако значительной части предпринимателей дискуссия по этому вопросу кажется лишней. Бизнесу очень тяжело дался отказ от единого социального налога (ЕСН) в пользу страховых взносов. Поэтому и отвергаются предложения что-то менять в налоговой системе.

Сегодня, как ожидается, правительство займется совершенствованием налоговой системы. В центре внимания – замена НДС на налог с продаж. Инициатива исходит «сверху» – Медведев в начале декабря предложил членам РСПП обсудить, какой из налогов для бизнеса предпочтительнее – налог с продаж или налог на добавленную стоимость.

«Хочу вернуться к обсуждению вопроса о том, какой все-таки нам полезнее иметь налог – налог на добавленную стоимость или налог с продаж. Мне кажется, пора еще раз обсудить эту тему и услышать ваше мнение», – заявил глава правительства. В данном случае премьер опирается на мнение вице-премьера Аркадия Дворковича, выступающего последовательным сторонником налога с продаж.

Напомним, в настоящее время НДС в России составляет 18%. Налог платят коммерческие организации, он начисляется на сумму прироста стоимости продукции в ходе хозяйственной деятельности. У налога с продаж иная природа – он начисляется на общий объем выручки. В нашей стране налог с продаж в настоящее время не используется, но есть достаточно успешный международный опыт – в частности, в США. В числе преимуществ налога с продаж в первую очередь называется простота администрирования. Однако в отличие от НДС налог с продаж, согласно мировой практике, поступает в местные бюджеты. Этой особенностью налога и определяется позиция Минфина и Минэкономразвития (МЭР), озабоченных в большей степени наполнением федеральной казны. Год назад правительство уже обсуждало возможность отказаться от НДС в пользу налога с продаж. Но решения принято не было. Министр финансов Антон Силуанов доказал, что это создаст огромную брешь в бюджетных доходах. По его оценке, 1% НДС равноценен 5% налога с продаж.

Сейчас в дискуссии о настоящем и будущем налоговой системы страны используются другие аргументы. В частности, глава Минэкономразвития Андрей Белоусов не исключает возможность взимания сразу двух этих налогов. При этом некоторое снижение ставки НДС должно компенсировать введение налога с продаж, чтобы общая нагрузка на бизнес не выросла. Впрочем, в Минфине эту инициативу пока не поддерживают.

В числе противников радикальных перемен в налоговой сфере значительная часть бизнес-сообщества. Первый исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев уверен, что в настоящий момент столь сильное изменение налоговой системы не может быть главной задачей. Параллельное взимание сразу двух налогов – НДС и налога с продаж, а тем более замена одного на другой приведет к сокращению налоговых доходов бюджета. В последние годы много сделано для улучшения администрирования НДС, бизнес это ценит и не хотел бы что-то менять. Правительство, полагает Мурычев, также не заинтересовано в ведении налога с продаж – весьма затруднительно будет мониторить объемы и оборот торговли. «Не все можно контролировать. Очевидно, что собираемость будет снижаться, появятся новые схемы увода доходов торговли в тень», – предполагает Мурычев.

Аналогичной точки зрения придерживается и доцент кафедры экономического анализа организаций и рынков НИУ ВШЭ Михаил Горст. НДС – дорогой налог, согласен он, однако и экскаватор – дорогая машина, но никто не обсуждает, стоит ли заменить экскаватор совковой лопатой. Вопрос об отмене НДС возник на пустом месте, считает экономист. Ведь в большинстве стран мира применяется именно НДС. И России вряд ли стоит от него отказываться. Переход на налог с продаж означал бы радикальную реформу отечественной налоговой системы, к чему бизнес, получивший серьезный удар после введения страховых взносов, определенно не готов.

В понимании директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Вадима Засько, у налога с продаж альтернативы фактически нет. Хотя бы потому, что его собираемость почти в 15 раз превышает прогнозируемые доходы от налога с продаж. «За два – два с половиной года налоговыми органами сделано немало для улучшения качества администрирования НДС. Количество злоупотреблений со стороны налоговых органов сократилось», – заявил Засько. И перечислил преимущества НДС – этот налог взимается на каждой стадии экономического процесса, он нейтральный, косвенный, наименее подверженный внешним и внутренним макроэкономическим колебаниям. В 135 странах есть НДС. Из
крупнейших экономик НДС нет только в США.

Но есть и другой взгляд на проблему. Одновременное существование сразу двух налогов – НДС и налога с продаж – вполне возможно, говорит председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. «Однако сохранить оба налога технически тяжело, потому что фискальные органы просто не справятся с возросшим объемом работы. Рациональнее был бы один налог, и лучше, чтобы это был налог с продаж. Аргументы – НДС в российских условиях показал себя не очень хорошо (огромное количество злоупотреблений от мошенничеств до прямых коррупционных схем с участием сотрудников оперативных служб, руководителей налоговых органов и т.д.)», – отметил юрист. По мнению Трапаидзе, социальные последствия от отмены НДС и введения налога с продаж будут благоприятными как для бизнеса, так и для фискальных служб.

Игорь Наумов