Адаптивный спорт

В Нур-Султане уже 4 года действует проект «Саламатты болашак», реализацией которого занимается Общественный фонд «Мир равных возможностей». Проект «Саламатты болашак» направлен на развитие адаптивной физической культуры среди детей с особыми образовательными потребностями. Сегодня в секции записаны 150 юных параспортсменов, из них 119 перешли в режим онлайн-обучения, остальные ребята ждут, когда возобновятся занятия оффлайн.​

Подробнее об адаптивном спорте и работе общественного фонда в интервью Elorda Aqparat рассказывает его руководитель ө Нургуль Ульжекова.

– Нургуль, Ваше общественное объединение занимается развитием адаптивной физкультуры. Расскажите, что такое адаптивный спорт и почему вы выбрали это направление?

Адаптивный спорт – это спорт для людей с особыми потребностями. Он является одним из компонентов адаптивной физической культуры, в которую входят также адаптивное физическое воспитание, физическая реабилитация, адаптивная двигательная рекреация, художественно-музыкальные, телесно-ориентированные практики и экстремальные двигательные активности. У каждого из этих видов адаптивной физической культуры свои особенности.

Адаптивный спорт – это, прежде всего, соревновательная деятельность, в которой человек с особыми потребностями, имеющий ограничения по состоянию здоровья или ментальные нарушения, стремится к достижению максимальных возможностей, совершенствует свою спортивную технику за счёт сохранных функций.

Миссия нашего фонда – максимальная помощь в социализации «особенных» детей через занятия адаптивной физкультурой и адаптивными видами спорта.

Регулярные тренировки в адаптивных секциях положительно сказываются на юных спортсменах. Они позволяют детям с инвалидностью бороться со вторичными осложнениями из-за малоподвижного образа жизни, содействуют формированию самостоятельной личности, повышая самооценку, налаживают коммуникационные способности. Кроме того, приобретенные во время тренировочного процесса навыки положительно влияют на сам процесс жизнеобеспечения.

Дети растут, и мы, родители, надеемся, что наши «особяшки» в будущем смогут найти свое место в жизни, будут трудиться, обзаведутся семьями. Просто именно сейчас мы должны подготовить этот прочный фундамент личности. В этом нам помогают адаптивная физическая культура и спорт.

– Из-за пандемии секции для детей временно не работают. Как Вы подошли к решению этого вопроса? Продолжают ли ваши подопечные тренироваться?

– Также как и всем, нам пришлось адаптироваться в новых условиях, перейдя в дистанционный режим. Поначалу были сомнения и у тренеров, и у родителей, что тренировки онлайн будут эффективны. Но все мы понимали, что ребятам физическая активность крайне необходима, чтобы, во-первых, поднять иммунитет, во-вторых, не дать забыть полученные ранее спортивные навыки.

Опросив родителей, мы выяснили, кому удобен режим онлайн-конференций, кому проще получать видео домашних тренировок в записи. Первые месяц-полтора дети привыкали, адаптировались.

И здесь очень помогло активное участие родителей, которые старались не только найти время и вовремя подключить ребенка к онлайн-тренировкам, но и вместе с ними выполнять упражнения, так как некоторые из них нуждались в помощи ввиду их физических или интеллектуальных особенностей.

Одним словом, мы одной дружной командой тренеров, детей и их родителей справились! Теперь тренировки в онлайн-режиме стали для ребят привычным делом. Дети очень стараются.

– Сколько детей занимается в секциях адаптивного спорта удаленно?

– На сегодняшний момент из 150 участников проекта 119 продолжили тренировки в формате онлайн. У остальных ребят не получилось из-за того, что кто-то уехал на лето в деревню, где интернет слабый, кому-то из ребят не удалось адаптироваться к этому режиму ввиду степени сложности ментальных нарушений.

– Работа с «особенными» детьми требует особого подхода. Расскажите, пожалуйста, должна ли быть у тренеров специальная квалификация и как ее получить?

– Безусловно, организация тренировочного процесса с детьми с особыми образовательными потребностями требует от тренера знаний о нозологических группах, их особенностях, показаниях и противопоказаниях при физических нагрузках, об адаптивных видах спорта, классификации спортсменов в этих видах спорта.

Тренировочный процесс зависит от физических и ментальных способностей занимающихся. И этим должен заниматься специалист по адаптивной физической культуре и спорту. В развитых странах, к примеру, в Великобритании, США, к спортивной работе с людьми с инвалидностью допускаются только лицензированные специалисты по адаптивной физической культуре и спорту. Там существует несколько уровней подготовки специалистов физической культуры, в которых адаптивная физическая культура представляет собой один из последних уровней.

В Казахстане не ведётся подготовка специалистов адаптивной физической культуры и спорта, но некоторые вузы в рамках подготовки специалистов по физической культуре включили в образовательные программы дисциплину «Теория и методики АФК».

– Какие результаты достигнуты ОО «Общество родителей детей с инвалидностью «Мир равных возможностей» за время работы?

– Начиная с 2016 года, мы увеличили количество воспитанников секций с 10 до 200, участники проекта теперь занимаются по 7 спортивным направлениям вместо одного. Нам удалось расширить сеть социальных партнеров проекта, расширить географию проекта в столице с одной локации до восьми.

Одним из постоянных партнеров стал Фонд развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust», с которым мы сотрудничаем уже долгое время. Благодаря Фонду, мы получили возможность развиваться и расти, не останавливаясь на достигнутом.

Одним из значимых для нас результатов является разработка учебно-методического пособия по адаптивной физической культуре, физкультурно-спортивных программ для детей с особыми образовательными потребностями. Были разработаны физкультурно-спортивные программы по адаптивному плаванию для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и для детей с нарушением зрения, программа бочча, программа голбола, адаптивного каратэ и инклюзивной хореографии.

По этим программам тренеры организовывали тренировочный процесс, используя рекомендованные комплексы упражнений, расписанные на каждый месяц учебного года, тесты оценки физической подготовленности и функциональные пробы.

Кроме того, была проведена первая в Казахстане Международная научно-практическая конференция по адаптивной физической культуре и спорту.

– Существует какая-либо статистика, показывающая динамику развития детей, посещающих секции адаптивной физкультуры?

– С целью контроля самочувствия занимающихся, переносимости физических нагрузок и оценки физической подготовки участников проекта совместно с тренером, родителями, врачом спортивной медицины и врачом-реабилитологом в рамках социального проекта ведутся дневники самоконтроля юных спортсменов.

Эти данные позволят точнее планировать и корректировать учебно-тренировочный процесс, тем самым способствуя улучшению его качества и эффективности.

Проведенные тесты на силу, выносливость, гибкость, ловкость и реакцию свидетельствуют об увеличении этих показателей у детей проекта по сравнению с прошлым годом не менее чем на 10-25%.

В результате исследования было выявлено, что выносливость и гибкость повысились в большей степени, чем другие вышеперечисленные качества физической подготовленности.

Результаты анкетирования родителей в конце года говорят о том, что у детей улучшились социальные навыки, повысилась самостоятельность и уверенность в себе.

– Что Вас больше всего вдохновляет в Вашей работе?

– Это в первую очередь дети! Их победы на соревнованиях, их счастливые улыбки, когда они заслуженно получают свои грамоты и медали.
Ещё вдохновляет дружба между ребятами и то, как они эмоционально раскрываются.
Ну и конечно, и обратная связь родителей. Мне очень нравится, что мы одна большая команда, и тренеры, и дети, и родители.

www.sk-tru